IX. Об одной старой методике, к сожалению, недостаточно известной, чтобы,к счастью, не оказаться забытой

Неформальные группы в силу своих особенностей становятся сферой раскрытия не только самых неожиданных способностей человека, но и самых разных черт его характера, "полем боя" различных систем мировоззрения, норм морали, иногда взаимонеприемлемых, хотя все они могут находиться в традиционных, с точки зрения общества, рамках.

Считается бесспорным, что клубу присущи воспитательные функции - в той или иной степени, в зависимости от социально-психологического (ценностно-ориентационного) типа клубной группы, от ее целей и задач. Однако в большинстве клубов, где критерии нравственности не строже общепринятых, воспитательный эффект собственно группы бывает исчезающе мал. Нельзя сказать, что это плохо, так как данный тип ее не предназначен для решения педагогической задачи; у него свои благородные цели, и в своем роде он незаменим.

Но в некоторых группах, особенно в коллективе, критерии морального плана, являясь важнейшими и, как правило, весьма строгими, выдвигают воспитательные задачи на первый план.

Психологи, в большинстве своем, сходятся на следующих трех цифрах (с небольшими отклонениями): 4; 10; 12.

Считается, что к четырем годам, в основном, складывается характер человека, к десяти формируется тип интеллекта, к двенадцати - система мировоззрения. Это значит, что после названного срока внести коррекцию в данную область значительно труднее, чем до. Перевоспитание подростка значительно более "энергоемко", нежели воспитание ребенка.

Работая со взрослыми, сложившимися людьми, даже воспитательные группы решают задачи не столько по перевоспитанию человека, сколько по "селекции" и "доводке". Это значит, что группа, имеющая жесткие критерии членства в нравственной области, способна создать неприемлемые условия для нравственно чуждого ей человека и, наоборот, вобрать в себя членов трех условных рангов:

1) "готовых", то есть, тех, чья личная мораль соответствует общегрупповой как по нормам, так и по уровню сознания;

2) "предрасположенных", чья мораль в целом непротиворечива групповой, но нуждается в коррекции и совершенствовании;

3) конформистов, чьи взгляды зависят от взглядов ближайшего окружения - в этом случае конформный член группы принимает ее мораль и, находясь в ее составе, действует в соответствии с ее установками.

Чаще всего в "воспитательном" коллективе, не осознающем себя таковым (а считающим себя функционерским, творческим, общенческим и т.д.), логика мотиваций имеет следующий вид:

- Мы собрались, чтобы работать (творить) на благо людей, ради их нравственного совершенствования (вариант: "Мы собрались ради общения с целью своего нравственного совершенствования"). Поэтому в наших рядах не должно быть людей аморальных, с нашей точки зрения.

Однако ориентация на, якобы, главную деловую (творческую) задачу (правда, на нравственной основе) на самом деле ничего не меняет по сути, так как в результате главной всегда оказывается задача воспитательная.

Клубы различных типов из широкого спектра форм и методов работы выбирают каждый - свои, специфические. Из них наиболее привычными кажутся те, которые встречаются в профессиональной практике (репетиции, тренировки, занятия в мастерских, экспедиционные сборы, творческие дискуссии), а также те явления, к которым мы привыкли в общественной жизни (авторитарный или, напротив, либеральный стиль руководства, пассивность "рядовых" участников, конфликты).

Методы же создания и формы работы коллектива кажутся иногда экзотическими, но лишь потому, что задачи подобных групп до середины 80-х годов противоречили реальным установкам бюрократической системы общества, вследствие чего не поощрялись, не пропагандировались, не культивировались; сами такие группы были (и пока еще являются) большой редкостью. В последние годы потребность в коллективах и коллективистах резко растет, так как без их участия решение назревших проблем общества сильно затруднено, если не невозможно в принципе.

(Было бы интересно поразмыслить вот на какую тему: с одной стороны, тот пионерский "коллективизм", присущий недавней еще личине нашего общества, где личность долженствовала служить государству и "народу" (как будто сама она - не народ), - тот "коллективизм" в мировой практике себя как-то не оправдал. У нас же некоторые сопутствующие ему черты ментальности помогали человеку элементарно выжить "в миру". Теперь он, по идее, отойдет, отомрет как и все противоестественное. Его место, видимо, займет нечто иное, что мы условимся называть в этой книжке коллективизмом без кавычек и что воспевалось и воспевается даже современными писателями-романтиками, даже из развитых проклято-капиталистических стран. С другой стороны, в числе национальных наших черт не последнее место занимает так называемая соборность, которая в чем-то сродни коллективизму. К чему придет наше общество, что примет и что отвергнет, займет ли в нем свое место коллективизм без кавычек, понадобится ли та методика, о которой пойдет речь в этой главе? Мы надеемся, что - да.)

В "воспитательных" коллективах, как правило, делаются попытки решения следующих задач:

- создания развитой внутригрупповой демократической системы;

- обучения всего состава группы приемам организации (работы ли, жизни клуба); увеличения числа ситуативных лидеров;

- соблюдения чистоты рядов группы в моральном и психологическом плане; поддержания на максимально высоком уровне человеческих отношений в коллективе; критики чрезмерных личных

притязаний, высокомерия и чванства; сдерживания лидерских амбиций (вплоть до отторжения от группы членов с "наполеоновскими" или менторскими замашками);

- обеспечения высокой рабочей эффективности группы. Решение этих задач требует создания в клубе соответствующего механизма. Такой механизм был создан группой ленинградских педагогов во главе с И.П.Ивановым (впоследствии, как всегда у нас, едва ли не на смертном одре, - академиком педнаук) в конце 50-х гг. в рамках разработанной или коммунарской методики [10 - 12; 27; 34 - 36].

Цели ее можно представить следующим образом:

1. Воспитание человека в духе коммунистической морали, коллективизма (если кого-то смущает слово "коммунистической", пусть успокоится, узнав, что методика, в принципе, не нуждается в политизации и зиждется на тех общечеловеческих ценностях, к которым пришла цивилизация к концу данного столетия; если же смущает и это словосочетание - своей неконкретностью, например, - то добавим, что имеются в виду ценности, связанные с "экологией человека", с проблемой выживания человека как индивида и человеества как вида; специфическая терминология и атрибутика коммунарства, являясь данью эпохе, сами по себе мало что определяют).

2. Выработка активной жизненной позиции, независимости мышления, самостоятельности; становление социальной состоятельности.

3. Развитие организаторских навыков, умения анализировать.

4. Раскрытие творческих способностей.

Основные отличительные особенности методики:

1. Формирование личности в процессе деятельности трудового коллектива.

2. Создание системы развитой демократии, самоуправления.

3. Поиск нетрадиционных, творческих форм работы, способов осуществления намеченных дел.

Остановимся подробнее на каждом из трех пунктов.

1. Формирование коллектива.

Оно начинается с лидера или группы лидеров. До начала создания группы они должны хорошо узнать друг друга во всех отношениях, сформулировать свою идейную платформу, причем, в таких частностях, которые имеют "подзаконный" характер, но нередко приводят к гибельным конфликтам.

(Примером такой работы может служить аксиоматика клуба "Восход" - см. гл.V.)

Лидеры должны также сформулировать критерии членства в группе. В большинстве коммунарских клубов таковыми являются критерии "воспитательного" коллектива (см. там же).

Идейные лидеры коммунарских групп называются, как правило, комиссарами и осуществляют функции идейного руководства. А так как на практике, чаще всего, в "идейных" оказываются вопросы этического и даже общефилософского свойства, так как с позиции "идеи" рассматриваются суждения и поступки членов группы (а также любые другие, волнующие их умы), - фактически получается, что комиссар - это педагог. Вот и все.

Прием в члены группы (не путать с набором в кандидаты!) осуществляется в индивидуальном порядке по мере "созревания" кандидата в идейном, деловом и психологическом отношении.

Группа в каждый момент времени имеет задачу, гарантирующую трудовую занятость каждого ее члена. Среди работ должны встречаться не только приятные, интересные, физически легкие; причем, процент их должен быть весомым. Это - "проверка на вшивость", тренинг на "преодоление", важный момент отбора по нравственным качествам.

Направленность деятельности группы - предпочтительно, внешняя. Высший ранг имеют дела, выполняемые для кого-то, находящегося вне группы (для детдома, окрестных ветеранов, другой группы), затем идут дела, направленные на группу в целом (зарабатывание денег на покупку общественного оборудования, ремонт помещения и т.п.), и лишь в последнюю очередь - имеющие индивидуальную внутригрупповую направленность. Из них предпочтительнее те, что делаются не для себя, а для товарища.

Для становления коллективных взаимоотношений нужны работы, производимые группой участников. Состав такой группы зависит от навыков ее членов и от необходимости укрепить те или иные межличностные связи. Желательно учитывать моменты психологической совместимости, чтобы не усугублять конфликты.

Наибольшим воспитательным эффектом обладают дела, творимые бескорыстно. Однако не следует пренебрегать и оплачиваемыми работами, особенно если заработанные средства идут на общегрупповые или благотворительные цели.

Мощнейшим средством "технологии" коммунарства является "ситуация-образец", когда группа в более или менее полном составе живет в течение некоего периода времени (несколько суток или недель подряд) на определенном отдалении от общества, по своим законам, в интенсивном рабочем и эмоциональном режиме, например, во время похода или лагерных трудовых сборов.

2.Развитие внутригрупповой демократии и коллективизма.

Комиссары устанавливают равноправные отношения с "рядовыми" членами группы, независимо от разницы в возрасте (в методике это называется "педагогикой сотрудничества", "дружеством поколений"). Неравенство может выражаться лишь в том, что требования комиссаров к себе и друг к другу выше, а наказания строже, чем к "рядовым" членам.

Всемерно поощряется инициатива "рядовых"; при прочих равных условиях реализуются их предложения, а не предложения комиссаров. Строго периодически в группе проводится общий сбор ("огонек"), являющийся высшим органом власти. Частота его и уровень конкретности решений, тактических разработок таковы, что деловой руководитель группы (дежурный командир), осуществляющий исполнительную власть и являющийся диспетчером намеченных дел (кроме "нештатных" ситуаций, которые относительно редки), вполне успешно справляется со своей задачей.

Основой общего сбора является "откровенный разговор", во время которого все вопросы обсуждаются с предельной искренностью. Уровень критики и самокритики максимально высок; обязательным является выяснение мнений каждого члена группы.

Можно выделить следующие основные темы сбора:

- анализ отчетного периода (между сборами);

- планирование ближней перспективы;

- планирование дальней перспективы; (на полгода, год и более);

- глобальный ретроспективный анализ и оценка текущего состояния клуба;

- решение вопросов членства;

- решение вопросов методологического, законодательного и идеологического порядка.

Поскольку одним из важнейших на сборе является анализ совершенных дел и поступков, оценка человеческого облика каждого члена группы, частота сборов должна быть такова, чтобы не успели исчезнуть из памяти все значимые детали прошедшего периода. Поэтому не рекомендуется проводить сбор реже, чем раз в две недели. Для большинства клубов приемлем недельный цикл. В условиях похода или лагерных сборов целесообразны ежедневные "планерки".

В случае, когда общий контингент многочислен (дружина лагеря и пр.), все равно желательно проведение сбора полным составом, но в этом случае структуру и функции его желательно изменить следующим образом:

- совещания первой ступени - по вопросам личностного и конкретно-делового уровня проводить в малых группах - подразделениях, бригадах, отрядах численностью до 15, максимум до 30 человек (причем в плане воспитательном именно они являются важнейшими);

- полным составом - главный сбор, решающий следующие вопросы:

а) законодательные;

б) членские;

в) общей информации и планирования;

г) разрешения конфликтов между подразделениями.

Присутствие всего состава участников необходимо, так как нередко возникают вопросы, которые нужно быстро (за 3-5 минут) обсудить на месте силами "самой широкой общественности". Они рассматриваются тут же по группам ("три минуты на шум"), и варианты решения выдвигаются самым легитимным образом.

Общий сбор выбирает (назначает) командиров всех рангов - от руководителя группы из 2-3 человек, сформированной для выполнения простого задания, до дежурного командира (дежкома) клуба или лагерных сборов.

Одним из важнейших в коммунарской методике является принцип взаимоподчинения, при котором каждый член группы в какой-то период является чьим-то руководителем, и каждый (включая комиссара) - подчиненным. В детских клубах обычно бывает ситуация, когда ребенок командует взрослым лидером, а общий сбор наказывает последнего за невыполнение распоряжения командира. Такая система, вкупе с анализом поступков, регулирует лидерские притязания и развивает навыки организатора у каждого члена группы.

Период командирства может быть различным - от нескольких часов, потребных для выполнения конкретного задания, до месяцев и даже года, если на этот срок избирается командир клуба. Дежком лагерных сборов может иметь суточные полномочия - такова интенсивность жизни лагеря, нагрузка на командира.

Для становления организатора важно, чтобы усложнение уровней задач происходило постепенно. В тех случаях, когда задача не требует высокой квалификации исполнителя, возможно назначение даже на роль командира человека из числа новичков, пробывших в клубе всего несколько дней. При этом ему могут дать статус командира-стажера, выделив ему в помощь командира-инструктора, имеющего, кроме опыта, задатки педагога и чувство такта. Задача последнего в этом случае - не вмешиваться, пока ситуация терпит, а советы давать, по возможности, в косвенной форме, заставляя новичка мыслить самостоятельно.

Общий сбор может использовать механизм поощрений и наказаний. Специфическим для коммунарских групп является такое наказание, как "разгрузка", "санаторий" - лишение права работать в течение следующего периода (суток, недели). Особенно эффектно выглядят переноска рюкзака наказанного участника похода, кормление с ложечки и прочий сервис. На фоне интенсивной работы остальных членов коллектива подобная мера оказывается достаточно крутой.

(Здесь важно не переборщить, уловить момент, когда слишком навязчивое "бытовое обслуживание" может оскорбить человеческое достоинство "клиента". В каждом случае уровень определяется индивидуально.)

Специфическими у коммунаров бывают и способы принятия решений. Так, в некоторых группах все или, по крайней мере, важнейшие вопросы (членства, идеологии) решаются единогласным голосованием всех членов группы, имеющих право решающего голоса. При одном воздержавшемся решение вопроса откладывается.

Казалось бы, такой метод должен способствовать развитию чувства стадности. Ан, нет.

Во-первых, в процессе демократической дискуссии, предшествующей принятию решения, каждый может изложить и аргументировать свою точку зрения. Затем, если первый тур голосования к решению не привел, можно еще раз попытаться кого-то переубедить. Нередко бывает, что один ребенок переубеждает всех остальных, в том числе и взрослых. Многие группы, испробовав этот принцип на практике, распространяют его на обсуждение буквально всего обсуждаемого: "Так мы учимся думать и говорить".

Наконец, если важное решение долго не принимается, механизм единогласия начинает работать на другие важнейшие задачи

- формирование микроклимата и сохранение чистоты рядов. Каким образом?

Член группы знает, что для решения вопроса всем надо прийти к единому мнению. Если его позиция отличается от позиции большинства, то:

- в случае, когда расхождение не носит принципиального характера, он, скорее всего, снимет свои возражения из чувства дружеской лояльности к остальным и попытается убедить себя, что так лучше (при этом на психологическом уровне снижается острота скрытого конфликта между большинством и меньшинством);

- в случае, когда противоречие носит принципиальный характер (идеологический, психологический), противник общего решения невольно начинает регулярно препятствовать клубу в осуществлении его замыслов и может быть отторгнут группой. Такой исход, несмотря на кажущийся ущерб, поражение, все же следует почесть за благо, так как группа данного типа по определению должна быть коллективом друзей и единомышленников.

3. Раскрытие творческих способностей.

Есть своя специфика и в этом направлении работы методики. Так, вместо индивидуальных методов разработок сценариев, программ, рабочих планов и т.п. практикуется коллективное сочинительство, широко используется прием "мозгового штурма" [3].

В концертах, даваемых группой, задействуется весь ее состав - либо в групповом исполнительстве, либо в большом количестве сольных номеров.

Проявление "звездизма" встречает решительный отпор всего коллектива. В выборе между хорошим результатом (благодаря наличию в клубе капризной "звезды") и хорошим микроклиматом (даже ценой отторжения этой блистательной особы) группа отдает предпочтение последнему варианту.

Коммунарские группы, как правило, имеют развитую атрибутику, многочисленные традиции, в том числе - не только выработанные самим клубом, но и движением в целом за его тридцатилетнюю историю. Огромно количество специфических форм работы. Поэтому весьма важно за всем этим великолепием в каждом конкретном случае не потерять из виду главную цель, не утратить смысл традиций, соблюсти чувство меры между задачей и формой, способом ее решения, не превратить дело или атрибут в самоцель.

К сожалению, таких вот "чисто" коммунарских групп на свете исчезающе мало, как нам кажется, в основном, по двум причинам. Первая состоит в том, что в педагогику как в забытую Богом и обществом сферу уходит довольно много народу, не сумевшего состояться более нигде - и там, в педагогике, на фоне детей этот народ самоутверждается и на детском уровне самореализуется, благо, окружающий мир не обращает на сферу сию никакого внимания и ничему не мешает. Комплекс неполноценности такого "остаточного" педагога выворачивается наизнанку, и он в качестве лидера начинает добирать все, чего недополучил ранее "в миру". Какие аберрации при этом возникают в пространстве взаимоотношений, рассказывать не будем, повторим только, что все это, скорее, из области этики или психиатрии, посему не является предметом рассмотрения нашей книжки.

Второй причине посвящена вся V-я глава: захваченные энтузиазмом великих строек нашей новейшей истории, комиссары нередко забывают о педагогической задаче и сбиваются на голы-очки-секунды. Если к этому добавить давление на их психику необходимости иметь убедительную отчетность (а чем измерить результат педагогической работы? Неразбитыми окнами и т.п., разве что, - чиновник этого не поймет и не примет), то понятно, почему многие группы, возникающие как коммунарско-воспитательные, перерождаются в количественно-показушно-производственные.

И все-таки, если бы истинно коммунарских клубов не было, мы бы так ничего и не узнали о их привлекательности и эффективности, не имели бы счастья рекомендовать эту методику всем, кто хотел бы силами неформальной группы продуктивно решать педагогические и деловые задачи.

Они есть, существует целое коммунарское движение, и немало новоявленных альтернативных педагогов пытается создавать подобные клубы вновь. Но, как известно, педагогические технологии лучше всего передаются "из рук в руки", а не у всех руки дотягиваются даже до ближайших очагов передового опыта. И нас просят: напишите о том-то и о том-то!

(Есть даже известная категория дам, посещающих семинары и ставящих лекторов в тупик фразами типа:

- Все ваши теории, гипотезы - это, конечно, прекрасно, но что конкретно я должна сказать детям, войдя в класс?

- Нам кажется, Вы должны сказать: "Здравствуйте, дети!", хотя возможны варианты: иногда хорошо помогает "Добрый день!" или еще что-нибудь...

- Ну, это я и так знаю. А что я должна сказать после этого?

- Все зависит от того, что они Вам ответят на Ваше приветствие.

Честно говоря, именно среди этой части семинаристок встречаются те, которым хочется что-нибудь ответить до того, как они успеют раскрыть рот.

И все же в чем-то они правы: начинать приходится с чего-то конкретного, и об этом (пусть не на уровне реплик, но хотя бы на уровне плана действий и кое-каких приемов) мы и попытаемся сказать несколько сотен слов - написать о том-то и том-то.)

"То-то и то-то", как правило, относится к области почти чистой педагогики, но ведь - чем отличается практик? В чем состоит исповедуемый им принцип "практики без границ"? Вот он сидит у себя в неформальной группе и занимается социальной ее психологией, а в это время вылетают пробки и начинает течь кран. Практик берет вылетевшую пробку, затыкает ею текущий момент и продолжает успешно заниматься социальной психологией.

Вот и наша IX-я глава получилась не столько социопсихологической, сколько педагогической, так что мы пойдем навстречу просьбам наших коллег и поместим ниже несколько соображений по поводу начала работы с такой группой.

Итак.

Начало работы с группой можно попытаться условно разбить на три периода. Это предродовой (или, как всё смелее сейчас говорят, пренатальный) этап, собственно роды и эпоха первых месяцев жизни новорожденной группы (клуба).

1. Пренатальный период.

Здесь имеется в виду этап проектирования клуба, ибо то, как его создатели видят свое детище в мечтах, - это оно и есть; просто чаще сие происходит в форме любования "эйдосом" - неким целостным образом, не подвергаемым анализу. А неплохо бы те или иные конкретные моменты заранее выделить, сформулировать для себя, описать; обозначить границы и правила, долженствующие оставаться, по мере возможности, незыблемыми. Причем, ведя проектирование, желательно не только составить список того, что должно быть, но и ясно представить себе, для чего это необходимо, а также - что будет, если этого не будет.

Вот примерные темы для размышлений.

Во-первых, это - философско-психологическое обоснование проекта. Звучит, быть может, несколько пугающе, но не будем комплексовать раньше времени, ибо заказчики данной "разработки" - мы сами, создатели клуба, и уровень требований - наш собственный. Просто желательно поразмыслить о том, что есть наш будущий клуб для его рядового члена:

должен ли он его развивать, воспитывать, или только чему-то обучать (вариант: будет ли он активно формировать личность (скажем, по образу и подобию Учителя) или же посильно участвовать в ее становлении и развитии, а если да, то в рамках каких условий, например, нравственных: приветствуются любые действия, которые не наносят вреда другим людям);

должен ли он стать его вторым домом (а для кого и первым), в какой степени он может претендовать на участие в его личной жизни;

в чем он будет дополнять школу, в чем - дублировать ее;

какое место он (клуб с рядовым членом внутри) займет в обществе и какую позицию - по отношению к нему (обществу), а также к государству;

чем будет обусловлена его привлекательность - романтикой железной дисциплины "по-армейски" или же, наоборот, наличием максимальной свободы выбора;

в какой степени он сможет удовлетворить наиболее жгучие потребности личности, особенно такие "дефициты детства" как потребность в самообеспечении (изготовить что-либо для личного пользования или заработать деньги для осуществления собственного проекта); познавательную потребность (поставить эксперимент, поучаствовать в экспедиции, испытать приключение); потребность в самореализации (выявить и использовать разнообразные возможности собственной личности); потребность в самоутверждении (в глазах сверстников, взрослых людей и, наконец, в своих собственных - по самому большому счету)...

Во-вторых, это - цели, задачи клуба и связанные с этим педагогические установки. (Упомянем "фабулу" хотя бы одного, из числа наиболее ожесточенных, профессионального спора: что должно идти "впереди" чего - воспитание впереди обучения или наоборот? Кстати, к идеологии клуба это имеет самое непосредственное отношение.) Цели и задачи достаточно жестко определяют ценностные ориентации группы (правильнее было бы сказать, что, наоборот, они, т.е. цели и задачи, вытекают из нравственных воззрений "отцов-основателей") - так или иначе, как уже рекомендовалось в главе о "клубной генетике", необходимо прежде всего четко определиться с типом будущей группы и сформулировать главную установку на действие в выборной ситуации, на ценностный выбор.

В-третьих, это - вытекающие из "во-первых" и "во-вторых" виды деятельности, формы работы, а также анализ возможностей реального обеспечения их - кадрами, финансами, помещениями и оборудованием...

Весьма важным при проектировании клуба представляется создание как можно большего числа "сильных позиций" педагогов. Прежде, чем мы расскажем, что это такое, поясним, зачем оно нужно, для чего и введем понятие "заложничества".

Нередко приходится наблюдать, как в семьях прекрасных педагогов произрастают собственные чада - "оторви да брось". Да и школьные учителя, из числа лучших, нередко бывают бессильны перед теми или иными "братьями меньшими". А уж как страдают дети в семье или школе от личностных качеств "старших товарищей"! Но почему-то в клубах это - довольно редкое явление. В чем дело?

А в том, что Закон жестко связывает родителей и их "детей до 18-ти", и каждый из них, имея хоть малейшие представления о жизни, начинает справедливо мысленно говорить другому: "А куда ты денешься!" и вить из него веревки. Так это называется. Ибо лишение родительских прав - столь экзотическая мера, что родитель должен совершить ряд "подвигов", достойных Геракла, - да не совершить, а постоянно разбрасывать их направо и налево на глазах у возмущенной нашей общественности, которая, как известно, "впереди планеты всей" именно по части своей невозмутимости - чтобы это, наконец, произошло. Ибо чиновник, лишающий прав, работает не на сдельщине. Почти то же и в школе: дети учителя не выбирают, о нем лишь узнают из приказа директора. А перевод в другой (параллельный) класс, в другую школу по своему драматизму сопоставим с разводом по-итальянски. Чего нет в клубе, ибо нет закона, обязывающего клуб обслуживать конкретного клиента "кровь из носу"; нет даже закона, просто обязывающего клуб - быть, а ребенка - посещать его, аки школу, в принудительном порядке. В клуб ходят исключительно вследствие его привлекательности, потому же и боятся быть отчисленными, тем более, что делается это элементарно. То есть, клубный педагог в значительной степени независим от члена клуба, не является его заложником, хотя, чтобы получать зарплату, должен беспокоиться о посещаемости в принципе. Но она, слава богу, не, как бы это сказать, персонифицирована. То же и член клуба: повернулся и ушел. И никакая сила...

Да, так вот, педагог, являющийся хозяином некоего пространства (помещения, оборудования), напичканного соблазнами для своих подопечных, но при этом свободный от обязательств пускать в это пространство кого попало (а лишь по собственному выбору и разумению), находится в "сильной позиции" по отношению к потенциальному пользователю данного пространства, ибо может ставить условия, диктовать правила игры.

Весьма эффективно использование этого принципа в случае, когда приходится менять порядки в уже устоявшейся системе (школе, клубе и т.п.). Вот, например.

Один из авторов данного солидного труда некоторое время замдиректорствовал в детском реабилитационном учреждении (назовем его для простоты интернатом), где "по определению" детей обязаны были кормить, поить, одевать, укладывать баиньки и даже (так уж повелось) кормить по вечерам боевиками из "видика" и дискотеками. То есть, как бы обязаны, за неимением другого. Хитрый же Один-Из-Авторов выбил себе помещение для работы, которое было объявлено его рабочим кабинетом, т.е. зоной как бы запретной для непрошенных посетителей. В то же время хозяин напичкал его кое-чем из принадлежностей радиотехнической мастерской, интересными книжками, электрогитарами и даже компьютерными игрушками, которые появлялись время от времени как бы сами собой на рабочем дисплее г-на Замдиректора.

Постепенно выяснилось, что зона запретна не безусловно; что достаточно не иметь больших проблем с педагогами интерната и своими товарищами, а также не употреблять в общении таких терминов как "козел" и т.п., не орать, не крушить все вокруг, не хватать вещи без спросу, не красть (а все это - не такие ужнедостижимые достижения) - чтобы можно было не только бывать тут, но и проводить чуть ли не все свободное время. И даже жить в отсутствие хозяина, будучи особо доверенным лицом. Если покопаться, легко заметить, что на пространстве своей "сильной позиции" г-н Замдиректор создал немалое количество возможностей для компенсации тех или иных "дефицитов детства" и вообще привлекательных моментов, включая микроклимат отношений (см. все выше и выше). В итоге "вокруг" кабинета (а точнее, вокруг его хозяина) образовалась группа завсегдатаев, которую отличал стиль поведения, отношений к работе, учебе, друг другу; система ценностей этой группы товарищей тоже начала претерпевать некоторые изменения, ибо поменялись отдельные жизненные реалии и повлекли за собой сдвиги в области мотивации поведения, ведь, как ни крути, бытие все же влияет на сознание, капает на мозги.

"Сильная позиция" может быть реализована не только через "пространство соблазнов", но и через свободу действий педагога. Так, будучи обязанным кормить-поить всех своих подопечных без исключения, он может не быть обязанным организовывать интересные походы и уж, во всяком случае, брать в них кого ни попадя. Эта свобода дополнительных возможностей действий и свобода выбора в их рамках - основа его суверенитета.

А что же может родитель, таскающий свое чадо, как зэк чугунную чушку?

Он может, мобилизовав свои знания и умения, на базе какого-либо интереса (или конкретного проекта вроде постройки корабля для путешествия на Марс) собрать группу товарищей (особенно ценно присутствие в ней товарищей любимого отпрыска), фактически сделав из нее клуб со своими порядками. "Своими" - как по отношению к группе, так и - к ее создателю. Разумеется, в этот клуб желательно привлечь и собственного ребенка, иначе к чему весь сыр-бор! При этом "отец-основатель" (он же просто отец) независим от приятелей своего чада; те же, играя по его правилам, остаются независимыми от "сына (дочери) своего отца", если только последний способен не идти на поводу у наследника. Такая вот модель.

2. Роды.

Концепция выстроена. Помещение получено. Оборудование расставлено. Штаты укомплектованы. В углу стоит мешок с пиастрами. Можно вешать объявление о наборе.

Можно, но не нужно: это шаг к ослаблению позиции. "Ничего ни у кого не проси!"

Мы просто начинаем жить в этом пространстве - что-то мастерить, пить чай, петь наши песенки, короче, максимально серьезно играть в свои "игры", по своим нравственным правилам.

Не забывая при этом держать дверь тщательно приоткрытой.

Рано или поздно первая любопытствующая башка в нее просунется, и тут главное - не спугнуть. Еще важно, чтобы в глаза этой башки сразу бросилось как можно больше соблазнов.

Дальнейшее развитие событий можно представить в виде тройной формулы:

- Я (Иван Иваныч, хозяин данного пространства) ГОТОВ РАЗРЕШИТЬ ТЕБЕ (Пете, Ване, Кате, Тане) зайти сюда, повертеть головой, понюхать воздух, о чем-то спросить, что-то потрогать, ЕСЛИ ТЫ обязуешься не нарушать правил техники безопасности, не мешать работающим, не причинять ущерба;

- Я ГОТОВ РАЗРЕШИТЬ ТЕБЕ воспользоваться возможностями

данного пространства в личных целях (поделать что-нибудь, чему-то научиться, просто провести время), ЕСЛИ ТЫ (плюс к трем первым условиям) не используешь предоставленных тебе возможностей в антисоциальных целях (то есть кому-либо или чему-либо во вред);

- Я ГОТОВ ПЕРЕДАТЬ ТЕБЕ ВСЕ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ в данном пространстве и даже самоотстраниться, ЕСЛИ ТЫ (вдобавок к выполнению прежних условий) сумел стать моим другом и единомышленником (то есть наши цели едины и ты меня не подведешь).

Кроме этого, можно упомянуть различные другие примочки (опечатка: следует читать - "приемчики").

1. Прикидываем реальные возможности.

Это относится, прежде всего, к оборудованию, финансам, сферам квалификации клубных специалистов. Не принимаем в расчет того, что нам твердо обещали дать завтра, - исходим из имеющегося сейчас. Все возникающие ножки протягиваем по наличной одежке.

2. Не обещаем несбыточного.

Отчасти это - то, о чем см. п.1, но не только. Речь - об обещаниях как таковых. Давая их, необходимо предусматривать и те ситуации, когда могут возникнуть так называемые "обстоятельства" - плохая погода, отмена нужных транспортных маршрутов и т.п. Обещания должны выполняться в любом случае, если только их выполнение не создает угрозы для здоровья и жизни людей. Предпочтительно, чтобы не лидер оправдывался, почему он не выполнил обещание, а подопечные утешали его, убеждая, что он не виноват, сделал все, что мог и пр.

3. Начинаем с себя.

Первый "огонек", первый откровенный разговор, первый критический анализ, первые наказания. Можно сказать: "Давайте, ребята, начистоту, без стеснения, без утайки, особенно - о том, что плохо, и накажем, кого следует, по всей строгости."

Но лучше ничего этого не говорить, а просто самим комиссарам все свои мысли и чувства - начистоту, без стеснения, без утайки. Особенно - о том, какие претензии к себе самим. И не бояться подвергнуть самих себя положенному наказанию. И так все первое время - пока откровенность не станет чем-то в порядке вещей, пока не появится моральное право предлагать взыскания и для других.

Это же правило продолжает действовать и в зрелом клубе, когда спрос со "старичка" строже, чем с новичка.

4. Дел должно быть больше, чем физических возможностей их сделать.

Это не имеет отношения к обещаниям - с ними как раз все наоборот. Речь о намерениях и возможностях. То есть, в любой момент любой неожиданно освободившийся от работы член клуба или любой вновь появившийся должен иметь возможность заняться чем-либо интересным или просто нужным.

И наоборот. Самый верный способ выгнать человека из клуба - сделать его неприкаянным и вдобавок этой неприкаянностью постоянно попрекать.

Следствие из п.4: рабочих мест должно хватать на всех.

5. Первые деловые циклы должны быть короткими и успешными.

То есть, первые дела должны начинаться и полностью заканчиваться в тот же день. Должна быть обозримость результатов.

И результаты должны быть победными, то есть, выбирать нужно лишь дела, обреченные на успех. Пока не вырастут крылья, ничего серьезного человек сделать не сможет.

Для работы с малышами это правило вдвойне непреложно.

6. Начинаем вовремя и с самого интересного.

Один из самых симпатичных и "полезных" законов традиционного коммунарства - закон "00". Закон точного времени и ничего более.

Труднее всего начинать общий сбор с самой важной части, когда на нем присутствует всего один человек (остальные "задерживаются").

3. Уход за грудным младенцем.

В этот период весьма важно определиться с педагогическими установками. Число их может расти, сами они не гарантированы от уточнений, но некий стартовый джентльменский набор существенно необходим, иначе послеродовые схватки неизбежны.

Какими могут быть эти установки?

О важнейшей из них мы уже говорили - это ориентация на главные нравственные ценности, директива для принятия решений в выборных ситуациях "генетического" порядка.

Большинство прочих установок - частные случаи от первой, но сформулированные для стандартных, повторяющихся ситуаций, своего рода клише. Вот одна из поистине "гамлетовских" проблем: личность для коллектива или коллектив ради личности? И - соответствующая установка на ее решение.

Установка профессионально-деятельностного свойства: "Желательно, чтобы последующее дело (проект) было в профессиональном отношении сложнее предыдущего, требовало новых знаний, более высокой квалификации".

Установка методологического характера: "Не давать готовых рецептов, а ставить проблемы, заставлять думать".

На Общем Сборе, при анализе прошедшего периода - акцент не на то, что и как сделано, а на то, кто как проявил себя как личность.

И еще множество других.

Ну и, как водится, примочки-приемчики.

1. Все должно созреть.

Фотографируем клубную жизнь, раздаем снимки. Играем на гитаре, поем песни.

- Ребята, а хотите научиться вот так же фотографировать и играть на гитаре?

- Хотим! Хотим!

А через три занятия выясняется, что зарядка пленки в кассету - тягомотина, а от струн пальцы болят. И желающих "хотеть" не остается.

Не сокрушаемся и не торопим события. Продолжаем играть в свою игру - фотографируем и дарим, играем и поем. Фотографии и песни врастают в клуб как неотъемлемые атрибуты его жизни, его специфические ценности.

И тогда, может быть, через год после призыва, некто один сделает из клубного туалета фотолабораторию, а некто другой уволокет гитару в уголок и начнет ее потихоньку укрощать. А еще через полгода все поголовно будут щелкать затворами и сочинять баллады.

Может быть, важнее всего вызревание (а не навязывание

"сверху") клубных законов.

2. Играем в свою игру.

Один пример уже был.

Другой пример.

Приходим в клуб, а там - никого. На другой день - то же самое. В лучшем случае, одна физиономия заглядывает в дверь и исчезает. Никаких экстраординарных событий которые могли бы повлиять на отношение населения к клубу, в микрорайоне не произошло. Ищем причины возможного конфликта в себе - и не находим. Терзаемся и страдаем неделю, но продолжаем играть в свою игру - приходим по расписанию и выполняем те обязательства, которые на предыдущих сборах взяла на себя группа - выпускаем стенгазету, чиним радиоприемник старушке, мастерим скворечники. Как потом выяснится, все это будет не напрасно.

Спустя неделю приходит один. На следующий день - уже двое. Еще дня через два впечатление такое, будто ничего не случилось - все на местах, все при деле и при настроении.

Что же было?

Видимо, в молодом непривычном организме группы накопилась эмоциональная усталость, понадобилось сменить психологический режим. Такие провалы сначала могут повторяться с периодичностью - неделя через две, затем - неделя через месяц, затем - одна в полгода, и только полуторагодовалый клуб практически перестает испытывать подобные потрясения, приближаясь к иным.

3. Действия лидера должны быть понятны и объяснимы.

Можно иногда говорить непонятными словами, но совершать загадочные действия не стоит: это может вызвать психологическое напряжение в группе.

4. Исключений из правил быть не должно.

Если понадобилось сделать исключение, срочно необходимо переделать правило.

Сначала мы хотели написать - "без комментариев", но решили, что они все-таки нужны. В следующем виде:

"Если мы хотим жить в правовом обществе - без комментариев".

5. Трудно быть богом, да и незачем.

Можно назвать целый ряд известных имен коммунарских лидеров, исповедующих веру суперменства. Насколько сам принцип превосходства одной личности над другой вписывается в общечеловеческие, а, стало быть, и коммунарские ценности - это само по себе "интересно". Не менее интересно то, что выпускники поумнее относятся потом к таким учителям в лучшем случае скептически. Учитель, ты этого хочешь?

Другой вариант - не строить из себя бога, все знающего и все могущего, ибо даже несколько неудачных советов или попыток способны не оставить камня на камне от авторитета лидера.

И, как оказывается, совсем не страшно признаваться в том, что чего-то не знаешь или не умеешь, лишь бы это незнание и неумение не оказалось всеобъемлющим. Гораздо важнее...

6. Не оставлять без внимания вопросы.

Ни один из них не должен оставаться открытым. Приемлемы как ответ, так и честное признание в некомпетентности. В ситуациях, когда это возможно, вариантом может быть обещание раздобыть нужную информацию - с обязательной развязкой по одному из первых двух вариантов в обозримом будущем.

Иначе вопросы прекратятся.

7. Из советов Р.Баден-Пауэлла.

Р.Баден-Пауэлл, полковник британских колониальных войск,

- один из отцов скаутизма. Вот что он, в частности, рекомендовал [40]:

- Вы должны быть чем-нибудь в отряде, но не пытайтесь быть всем.

- Никогда не заставляйте... делать то, что не стали бы делать вы сами.

В заключение хочется добавить следующее.

Существует множество наставлений, форм, методов, традиций, даже в том же коммунарстве. Прежде, нежели им последовать, более того, всякий раз, повторяя ранее произведенное действие, нелишне задуматься - а хорошо ли это в данном случае?

Вспоминается одна из знакомых групп, пораженная вирусом "совкового" максимализма, свойственного ортодоксальному коммунарству. У этих ребят было правило: "Начал песню - допевай, хоть тресни!" Мы шутили: а если они поют в лесу, а в это время на них дерево падает? А если серьезно - казалось бы, мелочь: "начал песню", а она не попала под настроение, "не пошла" - продолжать? Жертвовать атмосферой ради "прынцыпа"? Стоит ли так себя наказывать!

Или еще. Есть такой почти всеобще-коммунарский закон: "Каждое дело - творчески, иначе - зачем?" Более того, сама методика именуется методикой коллективного творческого воспитания, одна из ведущих форм работы - коллективные творческие дела, так что сам Бог велел "каждое дело - творчески". И начинается творческая чистка картошки (с конкурсами на самую загогулистую "овощь", на лучшую оду корнеплоду, с викторинами и "концертами-ромашками" - есть и такие вариации), творческая разгрузка грузовика под видом эвакуации жертв землетрясения. Все это, наверное, скрашивает некоторые скучноватые реалии клубной жизни (тем более, что чаще всего практикуется лидерами, не могущими самостоятельно изобрести что-либо интересное и потому прибегающими к заимствованию). Но когда ребенок вырастает, покидает клуб и остается с картошкой один на один, - ну, хорошо, раз - картошка (сольный концерт-ромашка), два - картошка (конкурс с одним участником), а дальше-то что? И начинает зреть неосознаваемая обида на клуб.

Нам представляется гораздо более продуктивным, не подвергая сомнению ценность творческих дел там, где творчество естественно, - культивировать принцип "преодоления": да, есть масса дел скучных, неприятных; работа бывает грязная (не в моральном смысле, разумеется, - здесь), физически тяжелая, наконец, неблагодарная, но от нее никуда не денешься - значит, надо учиться терпеть и делать.

Все-таки, есть клубы, которые выпускники поминают добрым словом.