На главную

Статьи
Библиотека знатока
  • Энциклопедия книг

  • Энциклопедия необходимых книг (в кратком изложении)

    А·Б·В·Г·Д·Е·Ё·Ж·З·И·Й·К·Л·М·Н·О·П·Р·С·Т·У·Ф·Х·Ц·Ч·Ш·Щ·Э·Ю·Я



    ГОГОЛЬ, Николай Васильевич 1809 - 1852

    Николай Васильевич ГОГОЛЬ

    Выдающийся рус. писатель, классик отечественной лит-ры. Род. в с. Великие Сорочинцы (Полтавской губ., ныне - Украина), окончил Нежинскую гимназию высших наук; с 1928 г. жил в СПБ, работал чиновником в разл. деп., адъюнкт-проф. в СПБ ун-те; неск. лет прожил за границей.

    Тяготение к фантастике - преим. сказочного и балладного типа - обнаруживает уже первая опубл. книга Г., "идиллия в картинках", "Ганц Кюхельгартен" (1829). След. книга, "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32) в значительной мере опиралась на фантаст. основу, в к-рой мотивы лит. происхождения (В.Тик, Э.Гофман, О.Сомов и др.) переплелись с фольклорными мотивами; созданный т. о. мифологизированный образ Украины нашел развитие и завершение в повести "Вий" (1835), в к-рой фантастика органически сплавлена с бытом. Наряду с образом Украины, Г. с нач. 1830-х гг. интенсивно разрабатывает мифологизированный, окрашенный в фантаст. тона образ Петербурга - повести "Портрет", "Записки сумасшедшего", "Невский проспект" (все - в сб. "Арабески", 1835), а также "Нос" (1836) и "Шинель" (1842); фантастика "петерб. повестей" Г. также опиралась как на лит. (Э.Гофман, В.Одоевский и др.), так и на устные традиции (т.н. "петерб. фольклор").

    В отношении поэтики фантастика Г. претерпевала знаменательную эволюцию. Если в ряде ранних его произв. инфернальные силы - черт или лица, вступившие с ним в преступную связь - активно вмешиваются в действие, то в др. произв. участие подобных персонажей отодвигалось в мифол. предысторию, в наст. же временном плане оставался лишь "фантаст. след" - в форме разл. аномалий и роковых совпадений. Ключевое место в развитии гоголевской фантастики занимает повесть "Нос", где субъект инфернального зла (и соответственно персонифицированный источник фантастики) вообще устранен, однако же оставлена сама фантастичность и несбыточность происшествия, что подчеркнуто удалением из первоначального текста упоминания сна, как мотивировки "необыкновенно-странного происшествия".

    Особое место в тв-ве Г. занимают элементы фантаст. утопии, как в худож. - 2-й т. "Мертвых душ" (фрагм. 1855), так и в понятийно-публицистическом выражении ("Выбранные места из переписки с друзьями"); однако подобные мотивы не следует преувеличивать: Г. нигде строго не выдерживает границ утопического времени и пространства, стремясь отыскать и укоренить позитивное начало в нац. и историч. характерности рус. жизни.

    © "СОВА". Все права защищены. Использование материалов только с ссылкой на сайт!