На главную

Юмор
Интересные факты
Интересные тексты
  • Вымышленные существа

  • Курьезные случаи
    Программы
    Ссылки

    Хорхе Луис Борхес. Книга вымышленных существ
    БЕГЕМОТ

    А·Б·В·Г·Д·Е·Ё·Ж·З·И·Й·К·Л·М·Н·О·П·Р·С·Т·У·Ф·Х·Ц·Ч·Ш·Щ·Э·Ю·Я

    За четыре века до христианской эры слово "бегемот" означало либо огромного слона или гиппопотама, либо немыслимую и пугающую помесь этих двух животных; ныне бегемот точно определен десятью знаменитыми стихами (Иов. 40:10-19), которые описывают его и внушают представление о его громадности. Все прочее - это домыслы или филология.

    Слово "бегемот" - множественное число; речь идет (как уверяют нас филологи) о множественном интенсивном древнееврейского слова "б'гемах", означающего "скотина". Как говорит фрай Луис де Леон в своем пояснении к "Книге Иова": "Бегемот" - древнееврейское слово, как если бы сказать "скоты"; по общему мнению всех их ученых, оно означает слона, названного так за его безобразную огромность, словно бы одно животное равно многим". Напомним любопытный факт: во множественном числе употребляется также имя Бога, "Элохим", в первом стихе Ветхого завета, хотя управляемый им глагол стоит в единственном числе ("В начале сотворил Боги небо и землю"), и эта форма была названа "множественным величия или полноты..." [Аналогично в "Грамматике" Испанской Королевской Академии сказано: "Хотя "мы", по природе своей, число множественное, оно может относиться к существительным в единственном числе, когда говорят о самих себе особы высокого положения, напр.: "Мы, дон Луис Бельюга, милостию Божией и Святого Апостолического Престола Епископ Картахены".]

    Вот стихи, описывающие "бегемота", в дословном переводе фрая Луиса де Леона, который стремился "сохранить латинский смысл и еврейский дух, наделенный неким величием":

    "10. Видишь, вот бегемот; траву он ест, как вол.
    11. Вот, его сила в чреслах его, и крепость его в пупе его чрева.
    12. Поворачивает хвостом своим, как кедром, жилы на его причинных частях переплетены.
    13. Кости у него, как медные трубы, как железные прутья.
    14. Это верх путей Божиих, лишь тот, кто его сотворил, коснется его ножом [Это величайшее из чудес божиих, но Бог, сотворивший его, уничтожит его].
    15. Горы рождают для него траву, и там все звери полевые играют.
    16. Он пасется в тени, под кровом тростника и в сырых болотах.
    17. Тенистые деревья покрывают его своей тенью, ивы при ручьях окружают его.
    18. Вот, он выпьет всю реку, и ты не дивись; и он уверен, что весь Иордан устремится ко рту его.
    19. В глазах его какой крючок возьмет его; кто острым багром проколет ему нос".

    Для пояснения приведем еще перевод Сиприано де Валеры:

    "10. Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол.
    11. Вот его сила в чреслах его, и крепость его в мускулах чрева его.
    12. Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены.
    13. Ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья.
    14. Это верх путей Божиих: только сотворивший его может приблизить к нему меч свой.
    15. Горы приносят ему пищу, а там все звери полевые играют.
    16. Он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах.
    17. Тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его.
    18. Вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его.
    19. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?"

    © "СОВА". Все права защищены. Использование материалов только с ссылкой на сайт!