V. О "клубной генетике"
Дорогой практик! Ощущаешь ли ты торжественность момента? Мы, авторы, ощущаем, и весьма: наше повествование подошло к той его части, с темы которой и начиналась, собственно, вся наша социопсихологическая возня. Видимо, по аналогии с отношением матери к самому больному чаду как самому дорогому, мы, отцы, так же неравнодушны к этой теме. Нам кажется, что она, как бы это сказать, центровая, главная, хотя это, скорее всего, и не совсем так. Во всяком случае, интересна она в другом отношении: немало известных нам людей, успешно использующих в своей практике соображения остальных глав, не сумев вникнуть в суть данной, пренебрегали знаниями в этой области, со временем нарываясь на соответствующий результат. Те же из них, кто сумел постичь премудрости этой главы, со всеми прочими сложностей не испытывали и практиковали несколько более успешно.
Вот почему мы предлагаем, пока не поздно, ощутить положенный трепет с тем, чтобы в следующую минуту, отрешившись от комплексов, начать преодоление текста о "клубной генетике".
Итак, продолжим.
Едва ли не важнейшая группа проблем неформальных объединений (и порожденных этими проблемами конфликтов) долгое время не подвергалась анализу из-за двух (по крайней мере) распространенных заблуждений:
1) человек связан с клубом прежде всего деятельностью в области клубного интереса;
2) каждой конкретной форме культурно-просветительской работы соответствует один доминирующий вид деятельности (кружкам технического творчества, дискотекам - преобразовательная; лекториям - познавательная; клубам любителей кино - ценностно-ориентационная; дискуссионным клубам - коммуникативная [38]).
Действительно, среди мотивов, приводящих человека в клуб, есть и тяга к объявленному клубом основному интересу, хотя нередки и причины, весьма далекие от этой. По мере врастания человека в группу приоритетными могут стать притягательность личности лидера, взаимоотношения с друзьями, возможность реализовать свои способности в сфере, вспомогательной или побочной по отношению к главному клубному интересу (например, организационной), и др. Не случайно множество участников коммунарских клубов начала 60-х годов спустя несколько лет нашли себя в КВНе, а члены КСП - в МЖК 80-х.
Не меньше возражений можно высказать и по второму пункту. Рассмотрим хотя бы такую область интересов как любовь к книге. Не секрет, что в одном и том же клубе книголюбов могут быть и истинные знатоки букинистики и полиграфии, и спекулянты, и люди, покупающие редкие книги из чисто престижных соображений, и весьма слабые знатоки и коллекционеры, не упускающие, правда, возможности поучаствовать в умном разговоре (себя ли показать, время ли убить), и альтруисты, цель которых - положить свою жизнь на благо общества, а способ все тот же: коллекционирование книг, которые будут кому-то потом подарены - городу или детдому... И хотя занимаются эти люди, как может показаться со стороны, одним общим делом, но говорят, увы, на разных языках, и вряд ли альтруист подаст руку спекулянту.
То, что дело не в интересе, подтверждается еще одним явлением. Нередко в круг дружащих собираются клубы вроде совсем несхожих профилей. Так, известна цепочка "коммунарский тимуровский клуб - содружество любителей театра - группа туристов-водников", да к тому же все из разных городов. Роднят их ориентиры в мире человеческих ценностей, жизненные цели. В то же время, известны провалы множества попыток создать синтез (под единой организационной "крышей") различных творческих объединений (на поверку выходило, что не все они, объявившие целью своей деятельности, например, творчество, реально двигались в этом направлении).
Еще более забавная группа примеров.
В конце 70-х годов КСП страны попытались создать федерацию "Союз КСП". Легализация ее в то время не удалась, но распался союз по другой причине, о которой будет сказано позже. Некоторое время существовал Всесоюзный Совет КСП при ЦК ВЛКСМ, объединявший полтора десятка региональных ассоциаций. Но "регионы" работали зачастую ниже всякой критики, а что касается ВС КСП - им было реализовано почти все, за что отвечали... официальные покровительствовавшие организации, и почти ничего из того, за что - сами клубы. Причем далеко не все неудачи удавалось объяснить неформальным статусом производителей работ.
В чем же дело?
В каждом конкретном человеке. Ведь он приходит в клуб уже вполне сложившейся (или разложившейся) личностью, и если даже никогда не задумывался о своих жизненных принципах и установках, это вовсе не значит, что у него их нет. И представление о них несложно составить по его суждениям и поступкам.
Вот тут-то и выясняется, что, если любители аквариумных рыб (старинных автомобилей, проблемного кино), выросшие в разных нравственных средах, соберутся в один клуб, это будет плохой клуб - конфликтный, неорганизованный, функционально неэффективный.
Попробуем дать несколько более развернутое объяснение. Великое множество людей искренне считает, что главное в человеке - талант. Гению может и должно многое прощаться. И есть масса жизненных примеров, доказывающих, что это именно так. Скажем, в третьем рейхе ученые-нацисты, согласуясь со своими морально-эстетическими принципами, вывели полукровку Герца из состава группы атомщиков, работавших над бомбой. Герц, как известно, предлагал использовать термодиффузионный способ разделения изотопов, но чистые арийцы его идею проигнорировали, пошли менее продуктивным путем и остались ни с чем. Как знать, что было бы, получи Гитлер такую игрушку...
Так вот, каждый человек "знает жизнь" по-своему, и немало людей абсолютно уверены, что главное в человеке - его "место под солнцем". У сторонников этой точки зрения аргументов не меньше, чем у апологетов предыдущей.
Есть и такие, которым не важно, кто есть кто, - "был бы человек хороший", то есть порядочный и надежный. И у них свои резоны.
А есть выбирающие партнеров не по нравственному или интеллектуальному, а по профессиональному принципу - чтобы знал дело и работать любил.
В сфере общения, где от эффективности группы не зависит, "быть" ей или "не быть", критерии партнерства могут быть и другие - например, эрудиция, общительность и пр.
Конечно, процент цельных, бескомпромиссных, четко осознающих свои ценности людей, относительно невелик. Во всяком случае, в нашем обществе, всякий раз не успевающем стать гражданским и востребовать такие качества своих граждан, как способность философствовать и самоопределяться. Почти каждый из них хотел бы общаться и с умными, и с порядочными, и т.п., приятелями (в нашем случае - одноклубниками). Да и спектр житейских интересов любого нормального человека, как правило, несколько шире рамок возможностей среднестатистического клуба. Ведь хочется и "руссо-балт" свой восстановить до основанья, а затем - попутешествовать, и на выставке повыпендриваться, а там, глядишь, и "Сотбис" подоспеет - можно загнать его повыгодней, "мерседес" купить... Но кого-то больше влечет автопробег, а кого-то - рассуждения о достоинствах "испано-сюизы" за чашечкой кофе в приятном окружении. Хотя и у того, второго, руки в машинном масле бывают. Иногда. Слухи такие ходят...
Самое интересное, что все эти люди, всецело преданные автомобилю, говорят "а как же иначе?" по самым различным поводам.
Например, некто во время ралли поравнялся с машиной соперника, у которой лопнула шина. Отметил про себя этот факт как положительный и, не останавливаясь, проехал мимо. "А как же иначе? Спорт есть спорт!"
Другой в той же ситуации притормозил и отдал конкуренту свою "запаску". "А как же иначе? Человек человеку..."
Мы видим, что одна и та же ситуация может иметь различные варианты решений. Психологи говорят о ней - выборная ситуация.
Но для каждого из гонщиков субъективно она таковой не является, так как воспитан он в своей конкретной системе ценностей и к иным может быть вовсе невосприимчив.
Проанализируем данную выборную ситуацию.
Первый гонщик выбрал функциональную задачу (спортивный результат) и пренебрег нравственной (не оказал помощь). Второй - наоборот. Можно отчетливо увидеть, какая задача для кого из них оказалась главной, а какая - второстепенной. Выполнить их параллельно было невозможно. Проследив за обоими гонщиками в течение всего соревнования и отметив поведение каждого в целом ряде выборных ситуаций, мы, скорее всего, увидим, что не всегда решения их отличались предельной принципиальностью и последовательностью. Но не менее вероятно, что некую систему в поведении каждого обнаружить удастся. Для этого исследование должно носить хоть в какой-то мере статистический характер - когда может быть рассмотрено достаточно много случаев. Вот тогда-то действительно появляются основания для выводов о главной задаче и главной системе ценностей того или иного участника гонки.
Проанализировав статистику выборов в клубе, можно выяснить и его главную задачу. У одних клубов, где собрались члены с различными ценностными установками, она может быть едва различимой; у других (групп единомышленников) - заметной невооруженным глазом. Вряд ли сильная спортивная команда или полупрофессиональная рок-группа будут держать в своем составе пусть даже очень хорошего человека, но слабого в функциональном плане. Противоположный пример: команда Тимура, явно нуждавшаяся в крепких ребятах для переноски полных ведер воды и колки дров, тем не менее, как мы помним, не торопилась с приемом в свои ряды физически незаурядного Квакина, так как главный критерий тимуровцев был явно нравственно плана. Причем положительно-нравственного. Возможно, что и Квакин набирал не только силачей. И его критерий был нравственным, но с иным знаком.
Большинство реальных клубов по интересам не ставит серьезных функциональных задач и не следит за чистотой своих рядов. Для членства в таком клубе достаточно формальной приверженности объявленному интересу. Вследствие деловой пассивностиего членов (с одной стороны) и рассогласованности их систем мировоззрения (с другой), он быстро вырождается, "заболачивается" и в таком полуживом виде может существовать неограниченное время до первого катаклизма (скажем, конфликта внутреннего или с организацией-учредителем).
Нередко в клубах, в целом, слабых появляются равноправные лидеры с различными, плохо совместимыми установками, и тогда клубное общество делится на микрогруппы - каждую со своим лидером во главе и со своими (то есть, лидера) видами на эксплуатацию клубного интереса (кто ради знаний, кто ради славы, кто ради светлого будущего и т.д.). В таком клубе, как правило, начинается дележка: каждая группа претендует на клубное помещение, ресурсы, "сливки" кадров, что "иначе быть не может", так как именно ее задача самая "правильная", самая важная. А поскольку системы ценностей и, стало быть, моральные нормы этих групп (особенно в возрасте их членов старше 12) достаточно фундаментальны, трудноизменимы, азарт разразившейся войны переходит в ожесточение, характерное для крестовых походов. Таков худший (и, увы, весьма распространенный) вариант клубной жизни.
Лучшим же, видимо, остается считать тот, когда клуб создан лидером, четко знающим, чего он хочет. В такой клуб сможет войти не каждый, но определенность этого "да" или "нет" - само по себе благо, как вообще любая определенность. Тот же, кто оказался приемлемым для данного клуба, скорее всего, и сам в нем не разочаруется, так как реализует свои возможности не только в сфере желанного интереса, но и в "родном" ценностном пространстве, в теплой атмосфере сообщества, все члены которого говорят на одном языке.
Такие цельные клубы реально существуют, но даже базируясь на общем интересе, они могут быть очень не похожими друг на друга. Все дело в разных ЦЛО.
Ценностно-личностная ориентация группы есть совокупность таких качеств ее члена, которые наиболее ценимы в данном коллективе. ЦЛО является функцией общегрупповой системы ценностей и тесно связана с главной задачей клубной группы. Дадим формулировку:
Главной задачей называется та (из ряда параллельно выполняемых), которая чаще реализуется в ущерб остальным в случае, когда обстоятельства не позволяют выполнять все задачи равнозначно.
Главная задача и ЦЛО вполне характеризуют ценностный (социально-психологический) тип клуба.
Попробуем представить известные типы клубных групп в виде таблицы 1.
Таблица 1.
Тип группы, клуба | Главная задача | ЦЛО | Пример |
Функционерский клуб | Создание духовных ценностей | Профессиональные качества | Полупрофесс.спорт. команда, музыкальн. ансамбль, группа организаторов дискотеки, производств. кооператив |
Учебная группа | Обучение членов группы |
Способносности к обучению, прилежание |
Школа гитары при КСП, секция походов выходного дня |
Клуб любителей |
Удовлетворение познавательных и эстетических потребностей членов группы |
Интеллект, эрудиция | Клуб знатоков чего-либо (филателии, географических ототкрытий, эсперанто, истории СССР) |
Клуб общения |
Удовлетворение коммуникативных потребностей |
Общительность,обаяние |
Клуб интересных встреч, не имеющий постоянной сферы интереса или не отличающийся глубиной изучения предмета |
Творческий клуб |
Реализация творческих способностей членов группы |
Талант | Сценарная группа самодеятельного театра, команды КВН, литобъединение при стенгазете |
Воспитательный клуб |
Нравственное совершенствование членов группы |
Моральные качества |
Внешне проявляется в форме любой из вышеперечисленных групп, но отличается рядом важнейших соцпсих. параметров и характеристик |
Охарактеризуем эти группы подробнее.
1. Функционерский клуб.
Главная задача носит внешнюю направленность (удовлетворение спроса). Отсюда и формы работы - производство, изготовление чего-либо; организация мероприятий на большую аудиторию; активная пропаганда через средства массовой информации; устройство выставок; проведение соревнований на массовость или рекордный результат. Сопутствующие формы работы - мероприятия по созданию материальной базы (в том числе финансовой), тренировки или репетиции. Информационный обмен - в пределах рабочей необходимости. Развитая материальная база. Информационный фонд, как правило, общегрупповой. В структуре взаимоотношений - сильное авторитарное начало. В составе группы - высококлассные функционеры (актеры и музыканты, спортсмены, ведущие программ, оформители, библиографы, менеджеры, звуко- и светооператоры, механики, режиссеры, тренеры, искусствоведы и т.д.). Ценятся обязательность, профессиональная компетентность.
Критерии оценок результатов деятельности - количество, будь то объем произведенной продукции, охват аудитории или индекс, характеризующий достигнутый эффект (например, спортивный результат). Психологическая установка - на успех, едва ли не любой ценой.
2. Учебная группа.
Состоит из небольшого актива преподавателей, тренеров (нередко вообще одного) и более крупного контингента учеников, которые, собственно, и есть группа. Задача преподавателя - функционерская, внешняя (удовлетворение спроса учеников на знания, навыки); задача ученика - потребительская, внутренняя (узнать, научиться). Общегрупповая - внутренняя, направленная на членов группы. Взаимоотношения учителя и учеников носят императивный характер; стиль руководства - авторитарный. Это не должно вводить исследователя группы в заблуждение по поводу того, кто для кого в этой группе существует, кто в ней на самом деле главный: большинство технологий обучения предполагает именно такого рода структуру и тип отношений.
Основные формы работы - уроки, тренировки. Материальная база чаще всего минимальная. В "рядовом" члене группы ценятся способности к обучению, природные данные, усердие.
Критерии оценки - успеваемость. (Конечно, нельзя обойти вниманием оценку профессиональных качеств, компетентности и эффективности работы преподавателя, но, как мы сказали, он - функционер и, по сути, "встроен" в ментально иное образование, то есть, является как бы "именем прилагательным", так что эти критерии нельзя относить к группе как таковой.)
3. Клуб любителей.
Главная задача носит сугубо внутренний характер, так как направлена даже не на клуб в целом, а на каждого его члена.
Основные формы работы - коллекционирование атрибутов и сведений; общение с целью обмена предметами коллекционирования и информацией; встречи с людьми, представляющими сферу основного интереса. Информационный обмен весьма целенаправлен. Материальная база индивидуализирована (личные фонды, оборудование). В составе группы - знатоки, эрудиты с большим авторитетом. Структура ближе к либеральной. Руководство осуществляет, как правило, чисто номинальные либо общепредставительские функции, особенно необходимые в тех случаях, когда группа озабочена официальностью своего статуса. Ценится уровень осведомленности, полнота коллекции и т.п.
4. Клуб общения.
Главная задача по направленности аналогична задаче клуба любителей, но глубина интересов как правило меньше, а круг шире. Основные формы работы сводятся к организации общения как между членами клуба, так и всего клуба с интересными людьми. В составе клуба может быть небольшая группа менеджеров и технического персонала (для организации мероприятий), как бы функционерский клуб в клубе. Материальная база носит общегрупповой характер, но обычно развита слабо. Стиль отношений ближе к либеральному. Информационный обмен носит случайный характер. Ценится общительность, умение участвовать в разговоре, обаяние, внешняя привлекательность.
5. Творческий клуб.
Главная задача - сугубо внутренняя, направленная на удовлетворение потребности члена группы в творчестве. Если в функционерской группе соотношение времени и усилий, потраченных на создание творческой программы (например, спектакля театра песни) и выступления с этой программой на публике перевешивает в сторону реализации готовой продукции, то в творческой группе - в сторону ее создания, этапа подготовки. Такая группа может делать композицию полгода, затем показать ее один раз, удовлетвориться результатом и начать готовить следующую.
В составе группы - генераторы идей, талантливые поэты, композиторы, ученые, конструкторы и т.д. Материальная база практически не нужна (кроме групп экспериментального характера в области науки, техники и некоторых других). Система отношений ближе к демократической. Теплый внутренний микроклимат, способствующий раскрепощению сознания. Информационный обмен зависит от спектра и уровня конкретных задач. Основные формы работы - индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой и межмикрогрупповой обмен результатами такого рода деятельности. Вспомогательные - "функционерские" (концерты клубных авторов, участие в выставках), но в масштабах неизмеримо меньших, в основном, для очистки совести (чтоб добро не пропадало) и получения возможностей для самооценки. Ценится талант. Критерий успеха - хороший отзыв авторитетного ценителя.
6. "Воспитательный" коллектив.
Это единственный тип группы, "обманывающий" сам себя. Члены ее чаще всего объявляют главными любые мыслимые задачи, кроме истинной (функционерские, творческие, общенченские), и следуют им во всех случаях, когда ситуация не предполагает выбора морального свойства. В этом же случае объявленная (творческая и т.п.) цель, отодвигается на второй план, причем происходит это автоматически, вследствие реализации нравственных установок участников события (как в ситуации с гонщиком, который поделился запасным колесом).
Откуда же берутся "воспитательные" группы, казалось бы, никчемные уже потому, что все насущные задачи вроде бы "перекрыты" параметрами иных типов объединений?
Дело в том, что существует немало людей, для которых нравственная характеристика окружения более значима, нежели многие другие моменты. Для них бывает не так важно, чем заниматься, нежели с кем "в одной упряжке". И если такая группа возникает, она сравнительно легко способна пережить даже вынужденную необходимость смены рода деятельности (и при этом не распасться), но очень бдительно следит за нравственным качеством своего состава. Реализуя при этом соответствующие критерии членства (как правило, не объявленные (объявляются обычно совсем иные, из области деятельности, то есть, самообмана), а принимаемые молчаливо как разумеющиеся, "зашитые" в менталитет каждого члена сообщества), группа то и дело ставит того или иного из них перед выбором либо соответствия его суждений и поступков неким моральным нормам, либо ухода из группы. По существу, она реализует воспитательную задачу как главную, неважно, насколько при этом осуществляется именно воспитание или перевоспитание личности. Если для индивидов, не достигших среднего школьного возраста, можно еще говорить об эффективности воспитательной функции группы, то среди более старших ее участников происходит, в основном, селекция, хотя и о некотором воспитательном эффекте говорить можно (просто он настолько незначителен, что не нужно). В этом плане много от нее получить может только "готовенький", то есть, пришедший, уже имея сходные нравственные установки. О конформистах разговор вообще особый.
Так вот, в силу всего сказанного становится ясно, что на самом деле главная задача такой группы - глубоко внутренняя, личностная. Но так как она в реальной, "вещной" деятельности в явном виде не просматривается (точнее, заметна, а уж тем более понятна, прежде всего, исследователю-социопсихологу), а также поскольку для реализации ее и педагогически, и психологически, и философски насущно необходимы дела, имеющие внешнюю направленность, можно (отдавая себе во всем отчет) условно считать такие группы внешненаправленными. (Точнее, отсутствие в деятельности такой группы внешней направленности заставляет усомниться в принадлежности ее к данному типу.)
Есть и некоторый прямой резон так считать: дело в том, что такие группы довольно заметно "искривляют пространство" вокруг себя, влияя на атмосферу в своем общественном окружении (скажем, в масштабах микрорайона и даже небольшого города). Если группа имеет социально-позитивный характер, можно смело говорить, что она попутно работает и на общество.
Возвращаясь к теме самообмана, нужно сказать, что у "воспитательной" группы, как правило, есть еще и такие основания для него: не всегда имея в своем составе "звезд" в области творчества или ремесла, тем более, что "звездизм" в ней не поощряется, за счет сплоченности и чувства ответственности членов группы друг перед другом она достигает порой весьма высоких результатов в сфере объявленных задач. И все же главное в такой группе - ее "дух".
Остается назвать главные критерии членства - порядочность, искренность, бескорыстие, ответственность. Типичные формы работы имеют отчетливо выраженный коллективный характер
- трудовые десанты, мозговой штурм, туристские походы, откровенный разговор и т.п. Сама работа - систематическая и интенсивная, обязательная для всех членов клуба, иначе невозможно формирование коллектива. Ценятся порядочность, надежность, искренность. Остальные характеристики и параметры могут сильно варьироваться вследствие одной важной особенности "воспитательного" коллектива.
Вообще говоря, коллектив "по Уманскому" является частным случаем "воспитательной" группы , где вообще-то могут ставиться и антисоциальные задачи, а моральные качества имеют отрицательные свойства (жестокость, эгоизм и пр.) В этом случае речь идет не столько о клубе по интересам, сколько о преступной группе с рядом отличных от коллектива параметров и характеристик (например, авторитарная структура; да и не коллектив это, а в лучшем случае - корпорация). Но для нас такой тип группы в данный момент интереса не представляет.
Как уже говорилось, "чистых" клубов того или иного типа не так уж много. Чаще получаются гибридные образования. Учебные группы и клубы любителей в независимом состоянии встречаются крайне редко и, в основном, входят в состав других клубов в качестве автономных групп.
Если говорить о сочетаниях максимально непротиворечивых, то наиболее распространенными являются следующие:
- творческо-функционерские;
- творческо-общенченские;
- общенченско-любительские.
В первых, как правило, состоят авторы и исполнители произведений, причем некоторые члены группы сочетают в себе и те, и другие свойства. В клуб может входить и небольшая группа менеджеров, техперсонала и т.п. Второй тип гибрида объединяет, соответственно, таланты и поклонников. Третий выглядит, в целом, как клуб общения, который, с одной стороны, время от времени организует мероприятия по смежной или вообще сторонней тематике (КСП, устраивающей встречи с поэтами, режиссерами, художниками), а с другой стороны, имеет в своем составе эрудитов в области основного интереса, которые и определяют тематику большинства мероприятий.
Знание особенностей различных типов групп позволяет прогнозировать реакцию группы на те или иные события. Но сначала необходимо узнать, к какому типу принадлежит или тяготеет данная группа. Сделать это можно различными способами:
- опросом, в ходе которого каждый член клуба отвечает на заданные вопросы, заставляющие сделать ценностно-значимые выборы;
- деловой игрой, в ходе которой приходится решать вводные задачи, содержащие такие выборы;
- наблюдением за текущей жизнью клуба, изучением его истории, анализом форм работы, в ходе которого исследователь отмечает, в пользу какой задачи делался тот или иной выбор;
- созданием социально-психологического портрета группы, позволяющего увидеть, какие человеческие качества наиболее ценимы в данном клубе.
Надо сказать, что единичная, даже самая корректная и добросовестная попытка определить тип группы не означает, что нарисованный в результате ее ярлык можно повесить на группу раз и навсегда. Дело в том, что в процессе ее существования, по
мере ее развития, вследствие появления в ней тех или иных активно действующих лиц, социального прогрессирования всего состава или, наоборот, старческой (группы, а не ее членов) деградации, да мало ли, по каким еще причинам, она может изменяться до неузнаваемости. При этом варьироваться будут и ее текущие параметры, даже такие "фундаментальные", как ценностно-ориентационный тип и сфера интересов, не говоря уже о величине Ext-параметра, системе управления, официальном статусе и др. [19].
Подведем некоторые итоги.
1. В сфере любого интереса возможно образование групп, клубов различных социально-психологических типов ("пород", "сортов"), отличающихся системами нравственных ценностей, ЦЛО, главными задачами, критериями оценок, формами деятельности, другими характеристиками и параметрами. Тип клуба определяется не декларациями, а реальными делами его членов.
2. Существование каждого типа объективно необходимо, поскольку наиболее полно удовлетворяет запросам людей того или иного склада. Ни один из этих типов не "выше" и не "ниже" другого. В каждом из них превалируют свои, специфические формы работы, царит свой дух. Именно потому необходимо наличие в одном населенном пункте нескольких разнотипных клубов, даже в сфере одного интереса.
3. Среди реально существующих клубов большинство является гибридными, чаще всего сочетающими разные типы некорректным образом и потому чреватыми внутренними нравственными и деловыми конфликтами, способными привести клуб к расколу. Наиболее эффективны, долговечны, психологически комфортны "чистые" образования.
4. Формирование нового клуба необходимо начинать с создания группы единомышленников; прием в члены клуба проводить индивидуально, будучи уверенным, что кандидат является человеком той же ценностной ориентации, что и клуб в целом (поначалу - группа организаторов).
При расколе клуба следует также учитывать ориентацию каждого его члена и новые группы делать максимально непротиворечивыми внутренне.
5. Объединения клубов в федерации проще проводить в рамках одного типа, так как эти клубы имеют сходные системы ценностей и "говорят на одном языке". (Попытка создания "Союза КСП" потому и провалилась, что договоренности между клубами лежали в конкретных ценностных системах, исповедуемых на деле далеко не всеми. Так, клубы федерации договорились о "потолке" авторских гонораров, дабы не поощрять рвачество. На практике же лишь меньшинство клубов соблюло эту договоренность; остальные уступили требованиям приглашенных с концертами авторов ради выполнения своих производственных и др. задач.)
6. Кооперация возможна между клубами и федерациями различных типов, так как каждый из них в чем-то сильнее, а в чем-то слабее другого. Непременные условия кооперации - взаимное уважение, партнерское равноправие, безотказность и обязательность. (Примером может служить кооперация нижегородских или краснодарских КСП, где у одного клуба - мощные творческие силы, у другого - развитая материальная база и т.п.). На эту тему более обстоятельный разговор пойдет в гл. VIII.
7. В жизни на каждом шагу встречаются выборные ситуации. Очень важно уметь распознавать их как таковые и принимать решения, соответствующие избранным целям.
Учет факторов "клубной генетики" и вышеприведенных рекомендаций должен, по идее, помогать более успешно создавать клубы и объединения, строить их работу, понимать и прогнозировать события. Некоторые говорят, что помогает. Остальные, скорее всего, просто их не учитывают, что бы об этом ни говорили.
На сем месте раньше глава, как ей и положено, заканчивалась, но на этот раз у авторов возник соблазн сделать некое дополнение, специально для самых "крутых" практиков.
Выше говорилось о достаточно широких рамках современной (на каждый конкретный момент) общественной морали. Известны такие тексты, декларирующие суть ее норм, как Десять заповедей, Моральный кодекс строителя и другие. Но, как было сказано, внутри них (а скорее всего, в тех пределах, в которых реальное общество может попустительствовать разного рода суждениям и поступкам, а также в приграничных, но уже "с той стороны", областях) не менее реально бытуют, практикуются взгляды, лежащие в основе идеологий групп всех вышеупомянутых типов. А возможно, и других, если они есть.
Жизненная практика порой заставляет создателей того или иного сообщества формулировать конкретные положения внутригрупповой идеологии с целью наиболее корректного формирования его состава. (Этой темой занимается целая наука, изучающая теорию ценностей, - аксиология.) Так вот, на основе своих ценностных воззрений группа творит аксиоматику, которая может принимать форму документа.
Подобный документ был составлен в свое время в упоминавшемся в предыдущей главе клубе "Восход". Интересен он тем, что, при всей кажущейся своей фрагментарности, он неплохо справился с возложенной н него задачей по подбору и философско-психолого-педагогической подготовке кадров комиссаров (вожатых, если угодно) летнего детского трудового лагеря с "воспитательным" типом ценностной системы. Авторы не ставили перед собой цели излагать все свои этические воззрения подробно, но обозначили наиболее важные болевые точки идеологий педагогических коллективов - точки, в которых кристаллизуются зерна будущих губительных конфликтов.
Желающим покомиссарить в лагере (взрослым, разумеется) было сказано, по сути, следующее:
- мы не можем позволить себе во время лагерной смены тратить время и силы на споры ради истины в областях педагогики и этики, так как при этом мы зацикливаем дефицитную душевную энергию в своем кругу, обделяя ею детей;
- в качестве хозяев лагерной площадки мы объявляем свои взгляды, ценности, методы, предлагая или разделить их искренне, или "поиграть" в них во время смены, но не реализовывать ничего, им противоречащего; в противном случае просим не приезжать в лагерь вовсе;
- для споров отводятся специальные сессии либо до, либо после смены.
Что и было сделано. И тот, и все последующие лагерные сборы прошли успешно, не без помощи этого документа, который был впоследствии позаимствован как образец такого рода творчества и другими объединениями. Поэтому приводим его целиком, правда, в слегка облагороженном по части стилистики виде.
"1. Нравственность не формулируется исчерпывающе. В значительной мере наши представления о ней интуитивны - это и есть совесть. Аксиоматика описывает лишь некоторые своеобразные моменты наших представлений в этой области.
2. Мы не можем быть уверены, что являемся носителями Истины; в частности, свою трактовку морали не считаем единственно правильной и приемлемой для всех. В силу этого мы искренне уважаем людей, живущих по иным принципам, и мирно сосуществуем с ними.
Следствие 1: то, что человек руководствуется отличными от наших нравственными нормами, само по себе не является основанием считать его плохим человеком. Для того, чтобы оценивать его самого или его действия как безнравственные, необходимы фактические доказательства. Домыслы, интуиция в данном случае неприемлемы.
Следствие 2: безнравственность всегда вредна, но вред не всегда безнравственен. Хорошим человеком может быть и тот, кто пишет плохие стихи и рубит зеленые деревья.
Следствие 3: мирное сосуществование с окружающими предполагает принципиальный отказ от применения насилия, кроме случаев защиты от чужой агрессии на своей территории.
3. Мы не считаем авторитет силой, а попытку убедить - совершением насилия.
Следствие: это дает нам основания считать, что наша деятельность, основанная на ненасильственных методах, не является безнравственной, а тем более - преступной, поэтому нет никаких причин, чтобы не заниматься ею.
4.Для нас нравственность является главным свойством человека. Все остальные достоинства (талант, обаяние, интеллект, физические данные и пр.) принимаются в расчет лишь при этом условии.
5. Необходимые условия нравственности, критерии нашего понимания ее:
- порядочность как антитеза подлости;
- искренность как антитеза лжи и лицемерию;
- бескорыстие как антитеза стяжательству;
- ответственность как антитеза равнодушию и необязательности.
Следствие 1: противоречие между обязательностью и великодушием решается в пользу обязательности.
Следствие 2: противоречие между искренностью и тактичностью в нашем кругу решается в пользу искренности.
6. Недостатки, присущие большинству окружающих нас людей, пока неизбежны, потому понятны и простительны; пренебрежение ими большинством членов общества расценивается как гордыня и отнюдь не поощряется. Избавление от них - будущий результат длительного, в том числе и нашего, труда.
Следствие: поскольку "сверхнормативное" добро (равно как и "сверхплановое" зло) вызывает в обществе раздражение и противодействие, не следует безоглядно выставлять свои добродетели напоказ.
7. Граничные условия действия данной аксиоматики: принципами ее, а также многими другими, необходимо пренебречь, если в конкретной ситуации следование им создает непосредственную угрозу жизни конкретного человека или способно нанести серьезный ущерб его здоровью."
Можно долго и весело придираться к восходовской бумажке, но пусть этим занимаются теоретики. Мы же, практики, имеем возможность использовать ее в своих практических целях - в случае нужды взять за основу и, сохранив или изменив на противоположные ее положения, получить ценный для работы документ.
Понятно, что не все так, как ребята из "Восхода", комплексуют по поводу истины; у каждой группы свои представления о "своих" людях и своя мера терпимости к "чужим", свои представления о сосуществовании с реальным обществом и отдельными его частями; заметно разнятся критерии оценок, их градация, да и многое другое.
Но, не определившись в пространстве этих и других важнейших понятий, невозможно создать группу, предназначенную для интенсивного выполнения большого объема сложной, трудной работы в условиях, близких к экстремальным. Группе, рожденной для вальяжного времяпрепровождения без каких-либо планов и обязательств, наоборот, ничего этого не нужно. Значительная же часть случаев, как водится, лежит посредине.
На этом мы и закончим главу.