X. О том, как измерить неизмеримое
Социально-психологическое исследование группы немыслимо без измерения ряда важнейших ее параметров. Так, бывает необходимо установить, к какому социально-психологическому (ценностно-ориентационному) типу она относится; идентифицировать ее лидеров (а они могут быть разными, в зависимости от сферы проявления личностных свойств - надежность, душевность, способности и т.п.); выяснить социальный статус того или иного ее члена; определить уровень групповой сплоченности; узнать, какие человеческие качества в данной группе наиболее ценимы - "нарисовать" ее социально-психологический портрет; наконец, представить себе, из каких микрогрупп она состоит.
От уровня сплоченности зависит в принципе работоспособность группы. Во многих развитых странах творческие коллективы расформировываются, если коэффициент их групповой сплоченности опускается ниже рекомендуемого психологами уровня.
Выявление лидеров позволяет более активно вести педагогическую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект.
Знание взаимных симпатий и антипатий помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий. Той же цели может служить и представление о существующих в коллективе микрогруппах.
Наконец, знание ценностно-ориентационного типа группы дает возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и какого рода мероприятия помогут ей обрести психологический комфорт, эффективность, долголетие.
Определение социально-психологического типа группы корректнее всего осуществлять методом включенного наблюдения (мониторинга), когда исследователь изучает группу на протяжении продолжительного времени, отмечая и классифицируя наблюдаемые в ней явления (в частности, слова и поступки ее членов, принятые решения и пр.). Статистический характер метода страхует от тех аберраций, которые практически неизбежны при любом экспресс-анализе, когда ответы на вопросу невольно корректируются сиюминутными моментами - настроением респондентов, локальными конфликтами и т.п. Мониторинг может быть дополнен анализом документов группы за тот период, в течение которого она существует (то есть, в нынешнем составе).
Вот умозрительные примеры такого рода наблюдений.
Допустим, мы приходим в клуб, именуемый "Клубом любителей кошек", и видим там девять человек с собаками и одного с кошкой. Слушая их беседу, мы отмечаем, что 60% времени они говорят о собаках, 30% - о погоде и 10% - о кошках. Если, регулярно посещая клуб, мы видим, что ситуация повторяется, мы ставим его на оси X (см. гл.I) у темы "Кинология", а по оси Z - у отметки "клуб общения", Ext=0 (см. гл.II).
Посетим другую комнату - с вывеской "Центр помощи инвалидам". Если мы видим там девять человек, пьющих чай и беседующих на тему помощи инвалидам, и одного, иногда посещающего инвалидов на дому, мы классифицируем этот Центр по оси X по теме "Социальная работа", а по оси Z - "клуб общения", Ext=10%, где последняя цифра характеризует процент времени, затрачиваемый клубом на работу внешней направленности. (Разумеется, мы не станем сообщать этим милым людям о результатах наших изысканий, дабы не обидеть их.)
Данные по оси Y можно получить, просмотрев соответствующие документы. Если организация общественная, они, по нашим представлениям, должны быть доступны. С организациями, документы которых закрыты от широкой общественности, мы предпочитаем на связываться.
К сожалению, в реальной практике чаще приходится обращаться к методикам более скоропостижного характера. В основе многих из них лежит метод социометрии [13; 15; 16; 26; 29; 32], позволяющий производить определение социальных статусов членов группы.
Как это делается?
Каждому члену группы выдается листок, на котором он должен указать свою фамилию и ответить на вопросы. Они задаются в определенной форме и различаются по цели (опросы на выбор или отказ) и по темам.
Например, возможны следующие вопросы выборного характера:
"Если бы вы организовывали новый клуб, согласно своим идеалам, кого из клуба, членом которого являетесь сейчас, пригласили бы в новый - одного, в первую очередь?
_________________________________________
Если второго, то - кого?
Если третьего, то - кого?
_________________________________________"
Вопросы отказного характера строятся по принципу "Кого бы вы не взяли?"
Темы (по необходимости) могут варьироваться, а вопросы, соответственно, - иметь, к примеру, следующий вид:
"Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?" "С кем бы Вы пошли в разведку?" "С кем бы Вы хотели петь в одном ансамбле?" и т.д.
Во время опроса необходимо строгое соблюдение следующих правил:
1. Отвечать на вопросы обязательно; если трудно сделать выбор, необходимо назвать любого;
2. Называть можно только фамилии из числа опрашиваемых (конкретного, строго определенного круга лиц, задействованных в опросе);
3. Себя называть нельзя;
4. Рекомендуемое максимальное количество выборов зависит от величины обследуемой группы [13] и приводится в таблице 4.
Существуют и дополнительные требования, предъявляемые к вопросам социологических анкет. Они носят, в основном, чисто психологический характер (конкретность, понятность, выявление эмоционально-психологического отношения, недопущение ограничения выборов или отказов, убедительность необходимости опроса как такового и т.п.) [13].
Таблица 4.
Численность группы | Социометрическое ограничение | |
5 | 7 | 1 |
8 | 11 | 2 |
12 | 16 | 3 |
17 | 21 | 4 |
22 | 26 | 5 |
27 | 31 | 6 |
32 | 36 | 7 |
В простейшем случае можно не подразделять выбор на 1-й, 2-й и т.д., а нужные фамилии называть в произвольном порядке, но этот метод более грубый.
Выбранному в первую очередь начисляется максимальный балл, во вторую - на один меньше, в третью - еще на один меньше, и т.д. Например:
Акулов выбрал Ежевскую, затем Мурашова, затем Воробьеву; Борзов - Волкова, Галкину и Горностая ;
Волков - Борзова, Горностая и Жука, и т.д.
Результаты выборов сводятся в таблицу 5, где опрашиваемые расположены в алфавитном порядке.
Допустим, Акулов выбрал 1-м выбором Ежевскую, 2-м - Мурашова, 3-м - Воробьеву. В таблице на строчке N1 (Акулов) ставим баллы: в колонке N8 (Ежевской) - 3 (за 1-й выбор), в колонке N14 (Мурашову) - 2, в колонке N4 (Воробьевой) - 1.
Заполнив все строчки, подсчитаем сумму баллов у каждого респондента. Hекоторые выборы оказываются взаимными (независимо от того, кто кого в какую очередь выбрал). Так, Акулову ответили взаимностью все трое, Мурашову - один, а Орловской - никто. Взаимные выборы выделяем кружочками (в таблице - звездочками).
Таблица 5.
Кого\Кто | |||||||||||||||
1 Акулов | |||||||||||||||
2 Борзов | |||||||||||||||
3 Волков | |||||||||||||||
4 Воробьева | |||||||||||||||
5 Галкина | |||||||||||||||
6 Горностай | |||||||||||||||
7 Дятлов | |||||||||||||||
8 Ежевская | |||||||||||||||
9 Жук | |||||||||||||||
10 Зайончик | |||||||||||||||
11 Иволгин | |||||||||||||||
12 Кулик | |||||||||||||||
13 Левина | |||||||||||||||
14 Мурашов | |||||||||||||||
15 Орловская | |||||||||||||||
Количество баллов |
Теперь можно вычислять индекс (коэффициент) групповой сплоченности ИГС [4; 8; 9; 15; 29]. Каждый участник в данном примере сделал три выбора "стоимостью" в 3, 2 и 1 - всего на сумму 6 баллов. Общая сумма равна 6х15=90 баллов, где 15 - число опрашиваемых.
Подсчитаем сумму баллов взаимных выборов.
У Акулова (1 колонка) из общей суммы (21) количество баллов взаимных выборов равна 3+3+1=7.
У Борзова (2 колонка) - 3+2=5. И т.д.
Итого по группе - 7+5+6+4+3+0+4+3+5+3+3+3+0+2+1=49 баллов.
сумма баллов за взаимные выборы 49
49
ИГС = ----- = 0,54. общая сумма баллов 90
1.5
В простейшем случае ИГС подсчитывается без учета очередности выбора, то есть, учитывается не количество баллов, а количество выборов:
сумма взаимных выборов
ИГС = ------------------------- = общая сумма выборов
3+2+2+3+2+1+2+2+2+2+2+1 24
= ------------------------- = ---- = 0,58
15х3 45
1.5
Определение социальных статусов членов группы производится путем сравнения сумм баллов, полученных каждым из них в результате социометрии. 1-е место (высший статус) получает тот, кто набрал наибольшее число баллов. В нашем случае это Акулов. Он и является лидером группы по данной теме. Далее в список заносятся остальные члены группы в порядке убывания результатов. В случае равенства оценок выше располагается тот, кто получил большее число выборов. Если и в этом случае имеется равенство - тот, у кого больше первых выборов. В случае абсолютного равенства в списке должна быть особая отметка.
В нашем примере члены группы, согласно своим статусам, располагаются следующим образом:
1 Акулов (21 балл)
2 Жук (9 баллов)
3 Дятлов (8 баллов)
4 Воробьева (7 баллов, 4 выбора)
5 Волков (7 баллов, 3 выбора, из них 2 первых)
6 Борзов (7 баллов, 3 выбора, из них 1 первый)
7-8 Зайончик (6 баллов, 3 выбора, из них 1 первый)
7-8 Орловская (то же)
9-10 Галкина (4 балла, 3 выбора, первых нет, 1 второй)
9-10 Мурашов (то же)
11-12 Иволгин (3 балла, 2 выбора, первых нет, 1 второй)
11-12 Кулик (то же)
13 Ежевская (3 балла, 1 выбор)
14 Горностай (2 балла)
15 Левина (0 баллов)
"Звезда" в группе одна - Акулов (21 балл).
"Предпочитаемые" - Жук, Дятлов, Воробьева, Волков, Борзов, Зайончик, Орловская (9 - 6 баллов).
"Пренебрегаемые"- Галкина, Мурашов, Иволгин, Кулик, Ежевская, Горностай (4 - 2 балла).
"Изолированная" или "отверженная" (возможно) - Левина. Все зависит от того, много ли у нее будет баллов по отказам при соответствующем опросе.
Можно считать, что уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) группы чуть выше среднего, так как представителей I и II социальных уровней ("звезд" и "предпочитаемых") немногим больше, нежели III и IV (8 и 7, соответственно).
Следующим видом исследования может быть составление социально-психологического портрета группы.
Сначала заполняется анкета портретного опроса, рассчитанного на получение оценок человеческих качеств, соответствующих ценностно-ориентационным типам групп, как при референтометрии [15; 29].
Метод этот позволяет выявить социальный статус членов группы, как при социометрии, но с учетом не функционального, а ценностного фактора. Сначала производится взаимооценка членов группы с помощью анкет (1-й опрос), затем выясняется, чье мнение о себе (не более N человек) хотел бы знать тот или иной член группы (2-й опрос; он аналогичен социометрии). Число N, как и в социометрии выбирается в зависимости от величины обследуемой группы.
Анкета может иметь следующий вид:
"Название клуба_____________. Фамилия участника_________.
Оцените личностные качества членов Вашего клуба по предлагаемой шкале; избранные баллы внесите в таблицу (себя оценивать не нужно)."
Ниже помещается таблица, которая в нашей книжке имеет порядковый номер 6.
Таблица 6.
Предельно обязательный 5,4,3,2,1 Безответственный | ||||||
Неотразимо обаятельный 5,4,3,2,1 Непривлекательный | ||||||
Весьма компетентный 5,4,3,2,1 Полный профан | ||||||
Понятливый 5,4,3,2,1 Бестолковый | ||||||
Гениальный 5,4,3,2,1 Бездарный | ||||||
Альтруист 5,4,3,2,1 Эгоист | ||||||
1 Акулов | О Ц Е Н К И | |||||
5 | 4 | 4 | 3 | 2 | 5 | |
2 Жук | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 |
3 Дятлов | 4 | 3 | 3 | 5 | 4 | 5 |
... | ||||||
14 Горностай | 2 | 3 | 5 | 5 | 5 | 2 |
15 Левина | 1 | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 |
По результатам подсчета среднего балла члена группы по каждому параметру составляется итоговая таблица. В нее заносятся фамилии членов группы в порядке убывания статуса (от лидера к аутсайдеру). Параметры оценок, грубо говоря, соответствуют следующим качествам и типам групп:
альтруизм - нравственные - "воспитательный" коллектив;
гениальность - творческие - творческий клуб;
понятливость - ученические - ученическая группа;
компетентность - познавательные - клуб любителей;
обаяние - коммуникативные - клуб общения;
обязательность - деловые - функционерская группа. (Параметров опроса может быть и больше (например, "профессионал-дилетант" и др.), каждому типу группы при этом может
соответствовать ряд качеств).
Такая таблица и являет собой социально-психологический портрет группы (см. табл.7).
Таблица 7.
Соц. статус |
Фамилия | Личностные качества | |||||
нравств. | творч. | учен. | позн. | коммун. | деловые | ||
1. | Акулов | 4,7 | 4,3 | 3,7 | 3,1 | 2,5 | 4,9 |
2. | Жук | 4,8 | 3,9 | 4,7 | 4,5 | 2,9 | 4,4 |
3. | Дятлов | 4,2 | 3,6 | 3,3 | 4,6 | 4,3 | 4,6 |
... | |||||||
14. | Горностай | 2,5 | 3,6 | 4,6 | 4,8 | 4,8 | 1,8 |
15. | Левина | 1,6 | 4,2 | 2,8 | 4,3 | 4,1 | 2,0 |
Из таблицы видно, что лидеры имеют высокие оценки нравственных и деловых качеств; прочие качества не влияют на их статус. Данная ситуация типична для "воспитательного" коллектива.
Наконец, по результатам социометрии (табл. 5) можно попытаться выделить микрогруппы [32]. Для этого в таблицу 8, аналогичную таблице 5, в 1-ю строчку вписываются фамилия и номер (из таблицы 5) любого члена группы, имеющего взаимный выбор (и в 1-й столбец - также его номер).
Допустим, номер 1 - Акулов. В последующие строчки и столбцы вписываются фамилии и номера тех, кто находится с ним во взаимном выборе (4; 8; 14). Выборы помечаются крестиками, взаимные - кружочками. Затем вписываются те, кто находится во взаимном выборе со вторым записанным (с N4-м - кроме того, N7-й), с третьим (с N8-м - более никого) и т.д. (с N14 - никого, с N7 - N15) до тех пор, пока эта цепь не обрывается (с N15 - более никого).
Затем то же повторяется с любым следующим, имеющим взаимные выборы, и т.д. (NN 2; 3; 5; 9; NN 10; 11; 12). Последними заносятся те, кто их не имеет.
Микрогруппы располагаются по диагонали, проходящей из левого верхнего в правый нижний угол таблицы. Численность их, как правило, колеблется от 2 до 7 человек. Они обводятся жирной чертой и выглядят как квадраты (см. табл. 8).
Таблица 8.
Кого\Кто | |||||||||||||||
Акулов | 1 | ||||||||||||||
Воробьева | 1 | 1 | |||||||||||||
Ежевская | 1 | 1 | |||||||||||||
Мурашов | 1 | 1 | |||||||||||||
Дятлов | 1 | 1 | |||||||||||||
Орловская | 1 | 1 | |||||||||||||
Борзов | 1 | 1 | |||||||||||||
Волков | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
Галкина | 1 | 1 | |||||||||||||
Жук | 1 | ||||||||||||||
Зайончик | 1 | 1 | |||||||||||||
Иволгин | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
Кулик | 1 | 1 | |||||||||||||
Горностай | 1 | ||||||||||||||
Левина | 1 | 1 |
Обследование групп желательно производить неоднократно и систематически. Это связано с тем, что в разные дни может наличествовать разный контингент, что важно при социометрии. Да и сам сиюминутный статус индивида может колебаться во времени, в зависимости от его активности, результатов работы, поступков, конфликтов и других причин.
Короче, результат обследования сам по себе благо, но лучше - статистика результатов.