ЧАПЕК (CAPEK), Карел 1890-1938
Выдающийся чеш. прозаик и драматург, известный также произв. др. жанров (реалистического и филос. романа, "романа путешествий", эссеистики), классик нац. лит-ры и мировой НФ. Род. в Мале Сватонёвице, закончил Карлов ун-т в Праге с дипломом философа, также учился в Сорбоннском (Париж) и Берлинском ун-тах, рано начал професс. лит. деятельность, совмещая ее с журналистикой (до конца жизни сотрудничал в газ. "Лидовы новины"). В молодости близкий к ультралевым политич. течениям, Ч. увлекался на первых порах социалистическими идеями, однако впоследствии разочаровался в них, став филос. релятивистом, а в политике - сторонником президента Чехословакии (и философа-позитивиста) Томаша Масарика; до последних дней (Ч. умер незадолго до оккупации страны гитлеровцами) оставался активным деятелем европ. пацифистского и антифашистского движения.
Тв-во Ч., одного из предтеч совр. НФ, складывалось на фоне бурных революционных процессов в науке, искусстве и общественной жизни, эти явления определили общую тональность книг писателя - сочетание едкой сатиры с глубоко выстраданными (как правило, пессимистическими) размышлениями о путях развития об-ва; значительным катализатором для писателя стала первая мировая война (впечатляюще продемонстрировавшая "достижения" тех. прогресса) и неудержимое вызревание второй, к тому же "отягощенной" фашизмом. Имя Ч. в истории НФ (и в совр. словаре) обессмертило слово "робот" (по-чешски - "работник, крепостной"), изобретенное писателем вместе с братом - художником и писателем Йозефом, убитым фашистами в
концлагере Бельзен - для пьесы "R.U.R. Россумские универсальные роботы" [R.U.R. Rossumm's Universal Robots.] (1920; рус.1924). Хотя герои пьесы - скорее андроиды - биороботы, выведенные искусственно "живые пролетарии", глубокий филос. и соц. конфликт между творцами и их творениями (поначалу угнетаемыми, но поднимающими
восстание против своих создателей), продолжающий в эпоху НТР идею "Франкенштейна" М.Шелли, угадан для своего времени на редкость точно; пьеса с успехом прошла по крупнейшим сценам Европы, а выдуманное бр. Ч. слово-символ было подхвачено и вошло во все языки мира.
Тв-во Ч.-драматурга значительно обогатило репертуар театра НФ. Красавица-героиня трагикомической пьесы "Дело Макропулоса" [Vec Makropulos] (1922; рус.1957 - "Средство Макропулоса") обладает средством бессмертия, не приносящего, однако, счастья; по мотивам пьесы выдающимся чеш. композитором Леошем Яначеком была написана одноим. опера, а также снят малоудачный фильм-мюзикл ("Рецепт ее молодости"). В остросатирической пьесе, наследующей традиции Д.Свифта и Вольтера, - "Из жизни насекомых" [Ze zivota hmyzu] (1921;
рус.1959), благодаря смещенным масштабам, гротескно представлена жизнь тех, кто мнит себя венцом творения; также представляет интерес антифашистская пьеса "Белая болезнь" [Bila nemoc] (1937; рус.1950), в к-рой борьба с загадочной пандемией служит фоном политич. противостояния, в одном из участников к-рого легко прочитывается агрессивная фашистская Германия.
Первый роман Ч., "Фабрика Абсолюта" [Tovarna na Absolutno] (1922; рус. 1967), представляет собой искрометную сатирическую (сам автор назвал жанр произв. "фельетоном") панораму совр. мира, в к-рый неожиданно является Господь Бог "собственной персоной" - каковой на самом деле энергетический богоподобный Абсолют (его высвобождение стало возможным благодаря изобретению некого Карбюратора, превращающего материю в ядерную энергию) не имеет; результатом "второго пришествия", как и следовало ожидать, стал рост враждующих между собой сект, экономический и политич. хаос и хаос в умах, а в финале - разрушительные религ. войны. Герою более сумрачного по тону романа "Кракатит" [Krakatit] (1924; рус. 1926) - инженеру Прокопу - также не удается избежать нежелательного распространения и использования в воен. целях своего "атомного взрывчатого вещества".
Однако всемирную известность принес Ч. поздний филос. роман "Война с саламандрами" [Valka a mloki] (1935; рус. 1938), повествующий о находке на островах Тихого океана особых саламандр, способных к дальнейшей эволюции в разумных существ, о попытках создать из них дешевую и неприхотливую рабочую силу и не менее дешевое
пушечное мясо, о росте их "нац. самосознания" и финальном победном бунте против человеческой цивилизации. Саламандры, лишенные рудиментов совести, духовной жизни, человечности, оказываются идеальным рабочим "материалом", тупой организованной силой в руках идеолога-демагога (человека-ренегата, ставшего "вождем" саламандр), сходство к-рого с его реальным прототипом, только что дорвавшимся до власти в соседней Германии, не вызывало сомнений. Вся история - сначала безудержной эксплуатации, потом приручения и,
наконец, трусливого "умиротворения" агрессивных саламандр - удивительным образом накладывалась на актуальные события европ. политич. жизни предвоен. поры, превратив роман Ч. в яркое произв. антифашистской НФ. Вместе с тем, благодаря использованию многообразной и отточенной лит. техники, разнообразных жанровых (роман-репортаж, путевые дневники, диалоговые и драматургические включения, газетный фельетон и др.), сюжетных и стилистических приемов (газетно-журнальный коллаж, выдержки из науч. трудов, стенографический отчет, архивные документы и др. вымышленный справочный материал), книга и по сей день остается одним из ярких примеров комплексного и богатого на детали мира НФ.
Ряд р-зов Ч. также имеет отношение к НФ: "Контора по переселению" (193.; рус. 1967), "Офир" (1932; рус. 1958), "Ореол" (1938; рус. 1958), "Побасенки будущего"(1938; рус. 1966), "Система" (193.; рус. 1967), "Человек, который умел летать"(1938; рус. 1958). Большинство переводов произв. Ч. на рус. яз. включено в два Собр. соч. - в 5-и тт. (1958) и 7-и тт. (1974-77); кроме того, гл. фантаст. вещи изд. в сб. - "R.U.R. Средство Макропулоса. Война с саламандрами. Фантастические рассказы" (1966), "Фабрика Абсолюта. Белая болезнь" (1967).