На главную

Статьи
Библиотека знатока
  • Энциклопедия книг

  • Энциклопедия необходимых книг (в кратком изложении)

    А·Б·В·Г·Д·Е·Ё·Ж·З·И·Й·К·Л·М·Н·О·П·Р·С·Т·У·Ф·Х·Ц·Ч·Ш·Щ·Э·Ю·Я



    ВЕРН (VERNE), Жюль(Габриэль) 1828-1905

    Жюль ВЕРН

    Выдающийся франц. прозаик и драматург, классик НФ, вместе с Г.Уэллсом чаще др. называемый "отцом-основателем" этой лит-ры; по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых в мире авторов, чьи произв. изд. на 100 с лишним языках. Род. в Нанте, начал серьезно изучать юриспруденцию, готовясь к поступлению в парижскую Школу права, но быстро забросил это занятие, целиком переключившись на лит. деятельность. Активно сочинял пьесы, затем (не без влияния прочитанного Э.По) написал неск. прозаических произв. в жанре путешествий и приключений (с элементами НФ и фэнтези). Повесть "Путешествие на воздушном шаре" (1851; др. - "Драма в воздухе"; рус.1872), вместе с такими р-зами, как "Мастер Захариус, или Часовщик, погубивший свою душу" (1854) и "Фантазия доктора Окса" (1872; рус.1875 - "Опыт доктора Окса") включена в изд. позже сб. "Фантазия доктора Окса" [Une fantaisie du Docteur Ox] (1874); повесть также переизд. отд. книгой - "Драма в воздухе" [Une Drame dans les airs] (1874). Встреча с издателем Ж.Этцелем, задумавшим создать "Журнал воспитания и развлечения" (Le Magasine d'Education et de Recreation) для подростков, круто изменила писательскую судьбу В.: за оставшиеся 40 с небольшим лет жизни он осуществил грандиозный замысел - написал 63 тт. своих "Необыкновенных путешествий" (отд. книги выходили и после смерти В.), принесших автору всемирную славу и уже целое столетие составляющих круг чтения миллионов подростков во всем мире.

    Романом "Пять недель на воздушном шаре" [Cinq semaines en ballon] (1862; 1863; рус.1864 - "Воздушное путешествие через Африку"), также навеянным тв-вом Э.По, ознаменовано рождение нов. лит. жанра - поп. романа о науке и геогр. открытиях; от него оставался один шаг до НФ в ее совр. форме; этот шаг В. сделал в следующем романе - "Путешествие к центру Земли" [Voyage au centre de la terre] (1864; 1864; рус.1865); экранизирован ("Путешествие к центру Земли"). Взяв за основу гипотезу полой Земли, уже разработанную предшественниками (Д.Казанова, Л.Хольберг и др.), В. не соблазнился возможностью фантазировать без оглядки на науку; наоборот, роман стал первым произв. собственно НФ, в к-рой увлекательные приключения тщательно "организованы" последними науч. данными, а элемент популяризации органично соседствует с романтическим пафосом, гимном всесилию науки в Век Прогресса. В отличие от Г.Уэллса, привнесшего в НФ взгляд философа и соц. мыслителя, В. рассматривал эту лит-ру прежде всего как мощный канал пропаганды естественнонауч. знаний, а если и затрагивал соц. проблематику (особенно в поздних романах, когда его оптимизм стал заметно ослабевать под влиянием окружающего - поражение Франции в войне с Пруссией, разгром Парижской Коммуны, ужасающие темпы вовлечения науки в производство оружия массового уничтожения и т.п.), то делал это с ограниченных позиций преуспевающего буржуа, во всех отношениях коммерческого писателя. Однако свежесть его взгляда на мир, безусловно симпатичные герои и талант прирожденного рассказчика не состарили произв. В., даже когда разделяемые им технократическая вера в науку и центр. место Человека во Вселенной (характерные для лит-ры 19 в.) стали отдавать анахронизмом.

    Смелым для своего времени представляется сюжет одного из самых известных НФ романов В. - "С Земли на Луну" [De la terre la lune] (1865; 1865; рус.1865; 1866 - "От Земли до Луны 97 часов прямого пути"; др. - "С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут"); продолжение - "Вокруг Луны" [Autour de la lune] (1869; 1870; рус. 1906); романы послужили основой для первого в истории НФ фильма - "Путешествие на Луну" (также - "С Земли на Луну"). Лунная одиссея трех чл. Балтиморского пушечного клуба, построивших гигантскую пушку и в снаряде "Колумбиада" полетевших на Луну, рассказана в юмористическом ключе, однако полна точнейших, на уровне своего времени просчитанных деталей вроде невесомости; ряд удивительных совпадений с первым полетом вокруг Луны амер. космич. корабля "Аполлон-8" делают честь прогностической интуиции В. Известностью роман во мн. обязан ошибочности, как вскоре выяснилось, исходных предположений, подтолкнувших интерес К.Циолковского к ракете как более правильному средству межпланетных путешествий. Один из героев дилогии (В. поначалу "забыл" своих пушкарей в космосе и с большим запозданием предпринял усилия по их возвращению обратно) действует в позднем романе "Вверх дном" [Sans dessus dessous] (1889; 1889; рус. 1890; 1890). Задумав всего-то слегка "подвернуть" земную ось, чтобы дать возможность друзьям (скупившим за бесценок приполярные области) эксплуатировать прежде недоступные земли, рассеянный математик допускает в расчетах незначительную ошибку, в результате спасшую жителей Земли от глобальной катастрофы.

    Более традиционным способом достигает полюса (во времена написания романа это еще было событием во всех отношениях "науч.-фантаст.") герой романа "Приключения капитана Гаттераса" [Les aventures du Capitane Hatteras] (1864 - "Англичане на Северном полюсе"; 1865 - "Ледяная пустыня"; 1866 рус; 1866-67; 1867 - "Путешествие и приключения капитана Гаттераса"). Фантаст. событиям на полюсе посвящен и роман "Ледяной сфинкс" [Le Sphinx des glaces] (1897; 1897) - своеобразное и увлекательное продолжение "Приключений Артура Гордона Пима" Э.По (Полая Земля).

    Один из самых знаменитых и неустаревающих романов В. - "Дети капитана Гранта" [Les enfants du Capitaine Grant] (1866-68; 1868; рус. 1868) - не содержал элементов НФ, но положил нач. трилогии, продолженной НФ романами "Двадцать тысяч лье под водой" [Vingt mille lieues sous les mers] (1869-70; 1870; рус.1870; 1872 - "Восемьдесят тысяч верст под водой. Путешествие под волнами океана") и "Таинственный остров" [Lle mysterieuse] (1874-75; 1875; рус.1875; 1875); оба экранизированы ("20000 лье под водой", "Капитан Немо", "Таинственный остров"). На сей раз взор фантаста обращен в глубины не космоса, а Мирового океана, к-рый бороздит технически совершенная субмарина "Наутилус" под командованием изгнанника и мизантропа капитана Немо (Изобретения и открытия, Оружие, Технологии); образ Немо, один из лучших у В., открывает галерею бунтарей-ученых, бросивших вызов миру. Это изобретатель еще более чудесной машины (летающей, плавающей и сражающейся) Робур из романа "Робур Завоеватель" [Robur le conqurant] (1886; 1886; рус. 1886; 1907); в романе-продолжении - "Властелин мира" [Matre du monde] (1904; 1904; рус.1904; 1905) - впавший в безумие Робур объявляет миру войну; экранизирован ("Властелин мира"); повторивший историю графа Монте-Кристо венг. аристократ, революционер и изобретатель из романа "Матиас Шандор" [Mathias Sandorf] (1885; рус.1885; 1885); создатель сокрушительного сверх-оружия из романа "Флаг Родины" [Face au drapeau] (1896; 1896; рус.1896 - "Родное знамя"; 1896); экранизирован как "Тайна острова Бэк-Кап". Наконец, прямое столкновение науки, как основы утопии (город -коммуна Франсевилль), и знаний, поставленных на службу милитаризму и агрессии (город -казарма Штальштадт), описано в романе "Пятьсот миллионов бегумы" [Les cinq cents millions de la bgum] (1879; 1879; рус.1879; 1879), сюжет к-рого (как недавно выяснили франц. исследователи) был подсказан В. коллегой-фантастом А.Лори.

    "НФ робинзонадой" может быть назван один из лучших романов В., "Таинственный остров"; его герои во главе с Сайрусом Смитом, оказавшись на необитаемом (или казавшемся таковым) острове, не пали духом и не одичали, а, наоборот, "голыми руками" создали свою маленькую "цивилизацию". В финале колонисты обнаружили, что на острове доживает свои дни капитан Немо, чья история открывается читателям именно в этом последнем романе трилогии. Гимн оптимизму, человеческой "выживаемости" послужил образцом для мн. последующих авторов НФ, а сам В. еще неоднократно возвращался к теме "робинзонады" в романах "Школа робинзонов" [L'cole des Robinsons] (1882; 1882; рус. 1906) и "Два года каникул в пансионате Робинзона" [Deux ans de vacances ou un pensionnat de Robinsons] (1888; 1888; рус. 1906); последний роман, повествующий о вынужденной "робинзонаде" школьников, по тону резко контрастирует с более поздним знаменитым романом У.Голдинга "Повелитель мух".

    Формально "нефантаст." роман "Вокруг света в восемьдесят дней" [Le tour du monde en quatre-vingt jours] (1872; 1873; рус. 1873; 1873) вызвал беспрецедентную сенсацию, а спустя век подвигнул Ф.Фармера на изложение своей "версии" - чисто НФ - происходивших в нем событий в романе "Другой курс Филеаса Фогга". В романе "Гектор Сервадак" [Hector Servadac] (1877; 1877; рус. 1878; 1906) глобальная катастрофа вызвана кометой, захватившей кусок суши вместе с группой землян, к-рым представилась возможность совершить необычное космич, путешествие, а заодно попробовать силы в построении еще одной утопии. Др. космич. тело, состоящее из золота, "всего лишь" разрушило земную экономику в романе "В погоне за метеором" [La Chasse au mtore] (1908; рус.1917 - "Золотой метеор"; 1957). Частные тех. изобретения и открытия составляют маргинальный НФ элемент в приключенческих романах - "Паровой дом" [La maison vapeur] (1880; рус. 1906) и "Остров на гребных винтах" [L'le a hlice] (1895; 1895; рус.1895; 1895 - "Пловучий остров"). Герой последнего посмертного НФ романа В., "Тайна Вильгельма Шторица" [Le secret de Wilhelm Storitz] (1910) - человек-невидимка.

    Немногочисленные р-зы и повести В. включены в также посмертный сб. "Вчера и завтра" [Hier et demain] (1910). Под несомненным влиянием Э.По написан р-з-притча "Фритт-Флак" (1884; рус. 1907), в к-ром врач, из-за корыстолюбия отказавший в помощи умирающему и все-таки пришедшему к его постели, неожиданно узнает в умирающем самого себя и гибнет у "себя же на руках". В неоконченной повести "Вечный Адам" (1910; рус. 1911 - "Дневник нового адама") ученый- археолог из далекого будущего расшифровывает др. рукопись, повествующую о глобальной катастрофе, постигшей цивилизацию в 20 в.; случайно выжившая горстка людей одичала, и восхождение человечества началось снова "с нуля". Также выделяются: р-з-каталог тех. новинок - "В XXIX веке. Один день из жизни американского журналиста в 2889 году" (1890; рус. 1902 - "В 2889 г."; др. - "День американского журналиста"), фантаст. сказка "Семья Ратон" (1891; рус. 1912), а также оригинальная, написанная по просьбе Теофиля Готье "муз. фантазия" - "Г-н Ре-диез и м-ль Ми-бемоль" (1893).

    Др. соч.: Тв-во В. в целом представляет органический синтез НФ, романа приключений и путешествий, а герои в большинстве своем - ученые и исследователи на переднем крае науки (произв. из серии "Необыкновенные путешествия").

    © "СОВА". Все права защищены. Использование материалов только с ссылкой на сайт!