ГЛАВА 20
Искусство принадлежит народу. Цветочки и ягодки социалистического реализма
Экономический подъем сопровождался подъемом культуры во многих областях, особенно в Саратовской и Оренбургской, а также в области здравого смысла.
Новая советская интеллигенция, только вчера научившаяся писать, освоила искусство чтения. Она уже читала букварь со словарем и отлично знала таблицу умножения.
Бывший пролетарский писатель Максим Горький поселился на острове Капри и там разрабатывал новое течение в искусстве - социалистический реализм, основоположником которого он и хотел стать.
Как известно, народ пошел за Лениным еще и потому, что тот обещал отдать ему после революции все искусство в безвозмездное общественное пользование. Это было одним из двух вековых народных чаяний. Первое чаяние - обладать искусством. Второе чаяние - чтобы это искусство было понятно народу. И то, и другое чаяния Ильич удовлетворил.
Основными эстетическими заповедями социалистического реализма явились две: 1) чье искусство непонятно народу, тот враг; 2) если враг не сдается, его уничтожают.
Впоследствии к этим двум постулатам добавился и третий, который свято выполнялся теми, кто остался живым, признав два первых: советское искусство должно быть национальным по форме и социалистическим по содержанию. Русский наряжался в косоворотку, узбек - в халат и тюбетейку, украинец - в свитку, молдаванин - в доску, чукча - в стельку. В этих нарядах каждый хвалил Ленина, Сталина и партию.
Особенно преуспел величайший поэт и прозаик всех времен и народов Джамбул Джабаев. Он родился еще во времена Тамерлана девяностодевятилетним старцем, но подлинную молодость обрел после революции. Его принцип был прост и, как все простое, гениален: "Что вижу, о том пою". За свою долгую послереволюционную жизнь он воспел 120 лошадей, 14 тракторов, 80 внуков и правнуков. Он зарифмовал белым, как полотно, стихом полторы тысячи протоколов собраний колхоза им. Джамбула Джабаева. Ему писал Жан Поль
Сартр, но ответа не получил. Сотни братских писателей и поэтов перевел Джамбул через колхозньй арык на ту сторону добра и зла. Если бы не внезапная смерть, то Джамбул жил бы вечно.
Гордился советский народ и большими успехами в изобразительном искусстве. Художники отображали на своих полотнах рост благосостояния, животворные марксистко-ленинские идеи, а также поступательное движение к коммунизму. На Выставке достижений народного хозяйства до недавнего времени экспонировался знаменитый триптих под названием "Колхозное счастье". Первая картина называлась "Девочка с персиками", вторая - "Доярка с огурцами", третья - "Кузнец с яйцами".
Едва не получило нобелевскую премию и другое знаменитое полотно "Азербайджанская Мадонна, кормящая грудью младенца". Но реакционеры из Нобелевского комитета "прокатили" выдающееся произведение, придравшись к тому, что младенец был с усами и в сапогах. Позднее художник переработал картину, назвав ее "Товарищ Сталин утешает будущую вдову секретаря обкома партии".
Но особых успехов добились советские композиторы в создании подлинно народных мелодий. Песни советских композиторов, благодаря доступности мелодий, распевались повсюду. Музыка была настолько хороша, что люди даже не обращали внимания на слова Лебедева-Кумача и других. Достаточно вспомнить такие песни, как "Широка страна моя родная", "Ваня-машинист", "Кантата о Сталине"...
Но, как говорится, в семье не без урода. Особенно в советской семье.
Клеветники Бабель и Пильняк, извращенцы Прокофьев и Шостакович, развратница Ахматова, психопат Мандельштам и другие сорняки были с корнями выкорчеваны с советского огорода, в результате чего смогли вырасти подлинно народные цветочки. Но настоящие ягодки были впереди.
Уроки самообразования по главе 20
1. Какая штука у Горького, по выражению И.В. Сталина, "посильнее, чем "Фауст" Гете?
2. Сколько казаков изнасиловало девушку Франю в романе Шолохова "Тихий Дон"?
3. Почему Мандельштам был уродом, а Демьян Бедный - не был?
4. Аккомпанируя себе на тромбоне, спойте стихи Джамбула о Сталинской Конституции.